Автоматизация звука Л в словах. Игры и упражнения в картинках с помощью моделирования

Обучение

Автоматизация звука [Л] в самостоятельной речи

Введение фонемы в самостоятельную речь – завершающая ступень автоматизации. Здесь также нужно следовать некоторым правилам. На протяжении длительного времени ребенок не способен контролировать две вещи одновременно − что говорить и как говорить. Достаточно сложно научить его включать самоконтроль над произношением.

Сначала самостоятельной речью считаются только специально организованные, немного неестественные ситуации. Первое время контролировать правильность звукопроизношения будут только взрослые – родители и педагоги. У них возникает так называемый в логопедии «сторожевой рефлекс», когда взрослый контролирует два аспекта: организовывает разговор и корректирует все ошибки артикулирования. Чтобы научить ребенка использовать новое правильное звучание, надо после каждого ошибочного произнесения давать ему образец, добиваясь верного воспроизведения.

Обычно самостоятельное отслеживание и исправление неправильного произношения начинается примерно через две недели после постановки фонемы. Взрослые должны эмоционально подкреплять создание нового артикуляторного стереотипа. Полная автоматизация поставленной фонемы длится приблизительно около полутора месяцев.

Этот срок актуален только для дислаликов, при более тяжелых дефектах срок автоматизации увеличивается. Для получения положительного результата надо заниматься каждый день около двадцати минут и контролировать детскую речь в повседневной деятельности.

Полезные советы

  1. В начале каждого занятия по автоматизации звука «Л» проводим 2-3 упражнения артикуляционной гимнастики.
  2. Во время занятия следите за правильной артикуляцией звука «Л» (см. артикуляционную гимнастику).
  3. Занятия проводятся регулярно по 20-25 минут в зависимости от возраста ребенка и чередуя игровые упражнения.
  4. При первых признаках усталости проведите физминутку. Очень полезны для снятия напряжения и эмоционального расслабления кинезиологические упражнения.
  5. Занятия должны проводится в доброжелательной и комфортной для ребенка обстановке.
  6. Если ребенок уже усвоил правильное произношение звука «Л» то занятия можно сделать подвижными. Ходите, лазайте, прыгайте, повторяя ритмичные чистоговорки. Заучите их и используйте. как считалки, песенки и т.д.

Автоматизация звука «Л»в чистоговорках, как и в предложениях развивает ассоциативное мышление. Ребенку нужно каждое слово соотнести с картинкой и назвать ее.

Мнемодорожки чистоговорок также познакомят детей с предлогами и смогут наглядно обозначить это «невидимое» слово при помощи моделей-схем.

Модели предлогов:

модель предлогов

Ход занятия:

  • У нас в гостях сегодня новая буква. А какая, попробуйте догадаться!

Игра «Доскажи словечко».

Два берёзовых коня

По снегам несут меня.

Кони эти рыжи,

А зовут их … (лыжи).

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост – краса,

А зовут её … (лиса).

Заставит плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а … (лук).

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою,

Я реки согреваю,

«Купайтесь!» – приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я … (лето).

  • Вы догадались, какая буква у нас в гостях? (Л)

Почему?

  • Потому что слова ЛЫЖИ, ЛИСА, ЛУК и ЛЕТО начинаются на букву Л.

Рассматриваем букву Л, на что она похожа, из каких элементов состоит.

  • Какой первый звук в слове ЛУК? – (Л).

Расскажите о нём. – (Он согласный, звонкий, твёрдый).

  • Какой первый звук в слове ЛИСА? – (Ль, он согласный, звонкий, мягкий).
  • Значит букваЛ обозначает два звука: твёрдый звук (Л) и мягкий звук (Ль).

Игра «Блиц – опрос»(все ответы начинаются на букву Л).

  • Спутник Земли. (Луна).
  • Маленькие человечки. (Лилипуты)
  • Корзинка для грибов и ягод. (Лукошко)
  • Нечистая сила леса, запутывает следы. (Леший)
  • Средство от болезней. (Лекарство)
  • Кого спасла Дюймовочка от холодной смерти? (Ласточку)
  • Кто путешествовал с утками на прутике? (Лягушка)
  • Человек, не желающий ничего делать. (Лентяй)
  • Время года. (Лето)
  • Дерево – медонос. (Липа)
  • Корзинка для грибов и ягод. (Лукошко)
  • Лесные душистые весенние цветы. (Ландыши)
  • Нота. (Ля)

Игра «Замени слово новым на букву Л».

  • Жаба – (лягушка);
  • Корзинка – (лукошко);
  • Конь – (лошадь);
  • Обман – (ложь);
  • Трап – (лестница);
  • Корабль – (лодка).

Игра «А что у человека?»

  • У собаки морда – у человека (лицо).
  • У рыбы жабры – у человека (лёгкие).
  • У экскаватора ковш – у человека (ладонь).

Физминутка «Летает – не летает».

Если предмет не летает – дети приседают. Если летает – «летают» по группе.

  • Самолёт Вертолёт;
  • Лесенка Лиса;
  • Лебедь Мотылёк;
  • Лес Лев;
  • Пеликан Олень;
  • Лужа Лампа;

А сейчас отгадайте мои загадки.

«Если я пустой бываю,

Про тебя я забываю,

Но, когда несу еду –

Мимо рта я не пройду». (Ложка)

(Выкладывается картинка с изображением ложки, а под ней карточка со словом ЛОЖКА.)

Где находится буква Л в слове ЛОЖКА? (Первая, в начале слова).

Аналогично с другими загадками.

«Под крышей четыре ножки,

А на крыше суп и ложки». (Стол)

«В дупле живёт

Да орешки грызёт». (Белка)

«Самый бойкий я рабочий

В мастерской.

Колочу я что есть мочи

День лежебоку,

Что валяется без проку,

Я прижму его к доске

Да как стукну по башке.

В доску спрячется бедняжка –

Чуть видна его фуражка». (Молоток)

  • Прохлопайте слово СТОЛ. Сколько в нём слогов? (Один).
  • Прошагайте слово ЛОЖКА. Сколько в нём слогов? (Два).
  • Пропрыгайте слово МОЛОТОК. Сколько в нём слогов? (Три).
  • Разделите на слоги слово БЕЛКА. Сколько в нём слогов? (Два).
  • Какое слово самое короткое (самое длинное? Почему?

А сейчас слова хотят поиграть с вами. (Воспитатель берёт карточки – слова, мешает их и раздаёт детям по одной).

Отнесите слова к своим картинкам. (Это же задание выполняют другие дети).

Игра «Порт «Слоги»(чтение слогов)

Лодка по реке плыла,

Букву Л она везла.

Подплыла к причалу А,

Прочитаем, дети, (ЛА).

Подплыла к причалу О,

Прочитаем вместе (ЛО).

Подплыла к причалу У,

Прочитаем дружно … (ЛУ).

Подплыла к причалу Ы,

Прочитаем тихо (ЛЫ).

Подплыла к причалу И,

Прочитаем нежно (ЛИ).

Подплыла к причалу Я,

Прочитаем громко (ЛЯ).

Что погрузят в лодку на каждом причале? Подберите слова на каждый слог.

Повтори слова, где звук Л находится в конце слова.

Ал: бал, вал, мал, дал, упал, канал, бокал, пенал, металл, выпал, падал, выгнал, овал; зал, жал, писал, вокзал, стучал, спал, сыпал, самосвал, выбежал.

Ол: гол, вол, пол, укол; футбол, ствол, чехол, щегол.

Ул: мул, подул, аул, тянул, кинул; стул, уснул, зевнул, шепнул, качнул.

Ил: Михаил, мил, пил, купил, водил; возил, косил, носил, учил, тащил, гостил, высадил, выучил, вытащил, вы­пустил, выскочил.

Ел: мел, пел, умел, хотел, видел, дятел, Павел; сидел, ви­сел, шипел, вышел.

Ёл: вёл, котёл; шёл, осёл, козёл, новосёл.

Ял: мял, гонял, менял, поднял, таял, веял; сиял, снял, стоял, завял, сеял.

Стихи на автоматизацию звука Л:

Белка

Искала белка дуб с дуплом.
Дупло у белок — это дом.

Стихотворение

Клоун

Клоун Милу удивил:
Он за хвост слона водил.

Стихотворение на автоматизацию звука

Голуби

Голубке голубь угодил:
Ей платье, платок и панаму купил.
В платье над лугом голубка летала –
Не только меня она напугала!

Стихотворение

Голодный волк

В полнолуние под ёлкой
Волк завоет на луну.
Нет оленя, белки, тёлки –
Плохо, голодно ему.

Стихи на автоматизацию звука

Молоко

Кипятила Клава молоко.
Молоко кипятить нелегко.
Внимательно Клава глядит,
Когда молоко закипит.

Стихотворение на звук

Лайка

Плыла на лодке лайка.
У лайки – балалайка.
Долго пела лайка мне
О погоде, о луне.

Стихи на автоматизацию звука

Мила

Мила вымыла ладони,
Мила сделала салат.
Маме помогала Мила.
Мама Милу похвалила.

Стихи на автоматизацию звука

Луна

Вот откуда эта мгла:
Луна на облако легла,
А облако как одеяло
Луну окутало, поймало.

Стихотворение

Упражнения для автоматизации звука [Л]

«Пароход». Ребенку предлагают рассмотреть изображение парохода и воспроизвести его гудок. Затем нужно помочь пароходу доплыть до пристани, проведя пальцем по дорожке, четко произнося протяжный звук [Л].

Упражнение

«Лесные песенки». Перед ребенком рисунок с изображением диких животных.  Напротив каждого животного слоговая дорожка. Ребенка просят пропеть слоги, изображая голоса животных.

«Дополни предложение». Взрослый произносит предложения. Ребенку предлагается послушать их и добавить в каждое предложение подходящее по смыслу слово со звуком [Л]. Затем нужно повторить предложения полностью, выделяя звук [Л].

«Найди слово». Перед ребенком несколько картинок со звуком [Л] в разных частях слова. Ребенок называет, что изображено на них, выделяя звук [Л]. Затем предлагается рассортировать слова по месту расположения звука [Л] и составить предложение с каждым словом — названием картинки.

«Сказочная тропинка». На картинке изображен сказочный персонаж и его замок. Ребенку предлагается провести персонаж к замку по дорожке из слогов.

«Слоговая ромашка». На картинке изображена ромашка с разноцветными лепестками. На каждом лепестке написан слог. Ребенок должен прочитать слоги и составить из них слова, соединяя лепестки одинакового цвета. С полученными словами составляют предложения.

Ромашка со словами на звук л

Источники
  • https://LogopediaCentr.ru/logopediya/avtomatizatsiya-zvuka-l-v-slogah-slovah-i-predlozheniyah/
  • https://logoped-online.by/avtomatizaciya-zvuka-l-v-chistogovorkah/
  • https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-obucheniyu-gramote-v-starshei-grupe-bukva-l.html
  • https://govorynchik.ru/avtom/avtomatll/
  • https://logoped-online.by/stihi-na-avtomatizaciyu-zvuka-l-pri-pomoschi-kartinok/

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Развитие детей дошкольного возраста