- Что такое песочная анимация
- В чем преимущества рисования песком
- Что нужно купить: материалы и инструменты
- Какой песок подходит для занятия
- Можно ли научиться песочной анимации?
- Как заниматься с ребенком?
- Приемы и упражнения.
- Упражнение «Лист»
- Буквы
- Упражнение «Текст».
- Упражнение «Яичница-глазунья».
- Трафареты
- Облака
- Моя любимая игрушка
- Загадки
- Дорисуй картинку
- Фотограф
- Садовод
- Нарядные носочки
- Следы
- Упражнение «Солнышко»
- Воронка
- Маятник
- Дорожки
- Упражнение «Осьминог»
- Отпечатки узоров
- Песочная анимация: мастер-класс
- Как сделать стол для песочной анимации своими руками
- Советы новичкам
Что такое песочная анимация
В песочной анимации картины создаются из сыпучего материала: песка, соли, молотого кофе, сахара и т.д. Тонкими слоями сыпучий материал наносится на стекло и с помощью диапроектора или световой доски изображение передается на экран. Песочная анимация применяется при создании мультипликационных фильмов, а также выполняется «вживую», прямо на глазах у зрителей.
В песочной анимации художник не просто рисует эффектные картинки – он создает целый сюжет, в котором каждое новое изображение как бы вырастает из предыдущего. А еще во время живого шоу песочная анимация сопровождается музыкой, подобранной настолько удачно и точно, что, кажется, каждая нота соответствует сюжету работы.
В чем преимущества рисования песком
Рисование картин песком успокаивает, координация движений становится лучше, развивается моторика рук. Наиболее простой способ уверенно владеть левой и правой рукой, это как раз и есть рисование песком, поскольку при рисовании задействуют обе руки одновременно.
Для творческого развития такой вид искусства полезен, поскольку развивает образное мышление. Двойное удовольствие дарит рисование под музыку — ее специально подбираю, создавая медитирующий фон.
Что нужно купить: материалы и инструменты
Для занятий используют специальный стол для песочной анимации и песок. Песок для рисования отличается от того, который можно увидеть на пляже. Это кварцевый песок, все песчинки максимально приближены к одному размеру. Хотя классическим вариантом для песочной анимации обычно называют вулканический.
Со временем этот материал «срабатывается», песчинки разбиваются друг о друга, песок становится мягким, им тяжело работать. Потому его необходимо периодически менять.
Специальные материалы для песочной графики можно достать только в центрах, где занимаются этим видом искусства. В крупных городах обязательно есть несколько студий песочной анимации. Чаще всего, основным видом деятельности для них являются уроки рисования песком для детей.
Стол для песочной анимации стоит не очень дорого, но в домашних условиях его можно заменить на самодельный. Конструкция довольно проста — стекло, светоотражающая пленка или лист бумаги под ним, лампа с рассеянным светом. Но необходимо сделать бортики, чтобы остатки не просыпались на пол.
Какой песок подходит для занятия
Морской песок плохо подходит для этого занятия, поскольку песчинки такого песка слишком круглые и рассыпаются, не образуя фиксированных форм.
Поэтому профессиональные художники-аниматоры пользуются вулканическим песком – его особая структура идеальна для песочной анимации. Однако при работе с этим песком нужно беречь руки, поскольку он пересушивает кожу.
Вулканический песок весьма дорог и не подойдет для занятий начинающего аниматора. Учиться песочной анимации самостоятельно можно с помощью простых «домашних» сыпучих материалов: обычный речной песок, соль, сахар, кофе, мелкие крупы.
Можно ли научиться песочной анимации?
Как и любому другому занятию, песочной анимации, безусловно, научиться можно. Однако, песочная анимация не так легка, как это может показаться на первый взгляд. Малейшее неверное движение – и работа испорчена. Кроме того, для выполнения песочной анимации требуется довольно высокая скорость движений художника – ведь работа должна быть динамичной.
Начинать изучать песочную анимацию необходимо с ознакомления с основами рисунка и композиции, основными художественными приемами и приемами рисования песком.
Как уже было сказано, в создании песочной анимации участвует еще и музыка, поэтому начинающим аниматорам следует также познакомиться с основами музыкальной композиции, значения музыки в анимации. Кроме того, необходимо обучиться основам видеосъемки и видеомонтажа, ведь без камеры песочную анимацию не смогут увидеть зрители.
Песочная анимация – это не только красивое шоу, но и кропотливый труд. На одно выступление длительностью 5 минут художнику могут потребоваться долгие месяцы тренировок. Художник должен научиться буквально чувствовать песок, стать с ним единым целым, чтобы песочная анимация предстала перед зрителями во всей своей красе.
Как заниматься с ребенком?
Рисовать можно песком и по песку. Рекомендуем проводить занятия на столе с подсветкой «ЭКОВЕД» и использовать очищенный кварцевый песок. Руки малыша и взрослого должны быть сухими.
Приемы и упражнения.
Сыплем песок из кулачка.
Насыпаем линии. Чем ниже рука, тем точнее и тоньше может быть линия. Попробуем разные варианты (прямые линии, зигзаги, спирали и т. д.) с разной скоростью рисования. Получаем узкие, широкие линии, а также прозрачные и непрозрачные — это зависит от разной толщины слоя песка, насыпанного на стол. Чем выше рука и чем быстрее мы насыпаем линию, тем она прозрачнее и шире.
В зависимости от свойств определённого песка, линии ложатся по-разному — темнее в центре или по краю и т. д.
С помощью только этого приёма можно, например, нарисовать цветы.
Чтобы обогатить такие линии, можно расставлять в нужных местах акценты с помощью тонких линий, нарисованных краешком ногтя.
Насыпанные линии можно корректировать.
Упражнение «Лист»
Насыпаем силуэт кленового листа и линии по направлению прожилок. Затем нам нужно уточнить край листа так, чтобы он был чётким и красивым. Для этого кончиком пальца или боковой частью первой фаланги любого пальца проводим у края линии так, чтобы часть песка сдвигалась в сторону рисунка.
Краешком ногтя проводим тонкие линии по рисунку прожилок. На кончике черешка ставим точку кончиком пальца. Получился красивый листочек.
Иногда нужно провести тонкую чёткую прямую или извилистую линию. Для этого по насыпанной из кулачка линии проводим двумя пальцами, сложенными «домиком».
В этом случае линия получается одной толщины по всей длине. Чтобы получить подобную линию несколько большей толщины, нужно сложить пальцы немного по-другому. Но принцип остаётся тот же: для получения линии одинаковой толщины по всей длине нужно, чтобы пальцы упирались друг в друга.
Буквы
Материал рассыпается по стеклу из ладони или щепотью. Разравнивается. На этом фоне напишите буквы латинского или славянского алфавита по образцу. Ребенок учится быть внимательным, повторять шаблон. Развивается графомоторный навык.
Упражнение «Текст».
Пробуем писать текст.
При необходимости корректируем края букв.
Упражнение «Яичница-глазунья».
Закрепляем приём — рисуем яичницу-глазунью.
За счёт толщины слоя получаем более светлые и более тёмные участки. На заключительном этапе рисуем блики — получаем объём и блеск! Блик можно нарисовать ногтем. Точки и кружочки. На уже нарисованных линиях пальчиком ставим точки.
Если пальчиком не только дотронуться до песочного слоя, но и покружить по часовой стрелке (или против), получаются кружочки.
Часть песка, которая остаётся под пальцем, можно передвинуть к краю или сформировать из неё собственную тень, которая даёт объём.
Трафареты
Возьмите штампы, трафареты для кофе, крышки от пластиковых бутылок. Оставляйте ими следы на песочном столе. С помощью разных фигур создаются большие сюжетные композиции.
Облака
Песок зажат в кулаке. Делаем круговые движения рукой с маленькой амплитудой, рассыпаем материал по песочнице. Мелкие линии можно потом провести ногтем, чтобы облака получились пышные.
Юным художникам на начальной стадии осваивания увлекательного хобби понравятся такие упражнения с использованием дополнительных инструментов.
Моя любимая игрушка
Ребенок рисует песком свою любимую игрушку, а затем описывает ее словами, не называя. Взрослый или другие присутствующие дети должны догадаться, о какой вещи идет речь.
Цель: развитие связной речи и коммуникативных навыков, формирование умения понимать друг друга.
Загадки
Загадайте любой объект: животное, птицу, растение, предмет мебели, игрушку. Предложите ребенку отгадать, что вы задумали, по наводящим характеристикам. Если загадана груша, ее можно описать так: это фрукт; растет на дереве; похож на лампочку. Ребенок должен нарисовать свой вариант ответа на световом столе.
Вы можете загадывать и описывать события. Например, празднование Нового года, поход в гости. Меняйтесь ролями, чтобы у ребенка была возможность самому придумывать загадки.
Цель: развитие логического и ассоциативного мышления, воображения.
Дорисуй картинку
Нарисуйте с помощью песка на световом столе круги, квадраты, треугольники и попросите малыша дополнить картинку так, чтобы получилось солнышко, мяч, домик, флажок, кусочек сыра.
Цель: развитие образной памяти, воображения.
Фотограф
Играть нужно в паре. Оба участника внимательно смотрят друг на друга, стараются запомнить черты и прическу. После этого дети начинают рисовать песком портрет товарища – делать фотографию. Когда «снимки» будут готовы, обсудите, насколько точными они получились.
Цель: развитие навыков общения, внимательности и социальной активности.
Садовод
«Превратите» световой стол во фруктовый сад и предложите ребенку засадить его разными растениями. Малыш выполняет рисунки и рассказывает, что где растет. Попросите его описать фрукты, овощи и ягоды по цвету, форме и вкусу. Попробуйте вместе изобразить деревья и кустарники, на которых зреют плоды.
Цель: знакомство с окружающим миром и расширение кругозора, развитие мышления и связной речи.
Нарядные носочки
Дети играют в парах или со взрослым. Задача участников – нарисовать два носочка так, чтобы из них получился комплект. Для этого нужно договориться о том, какой узор будет на носках, и постараться одинаково его изобразить.
Цель: развитие умения работать в команде, договариваться и приходить к общему решению, формирование навыка взаимопомощи.
Следы
Предложите ребенку представить, как выглядят следы определенных существ, например, бегемота или паучка, и нарисовать их на песке. Обсудите получившиеся отпечатки: кто их оставил, как его зовут, куда он шел, откуда, в каком эмоциональном состоянии пребывал. Также можно изображать следы от крупных капель дождя или автомобильных шин, использовать валики для песка.
Цель: знакомство с окружающим миром, развитие речи и воображения.
Упражнение «Солнышко»
Из горсти с высоты примерно 20 см сыплем песок, не передвигая руку.
Песчинки из центра будут отскакивать, образуя круг.
Иногда он не получается идеально ровным.
В этом случае мы можем поправить его край изнутри пальцем.
Чем выше будет находиться рука над столом, тем больший диаметр круга получится.
Засыпаем фон. Фон можно засыпать разными приёмами — всё зависит от задачи.
1. Слева направо от края быстрым движением перемещаем песок по поверхности стола. Затем — справа налево. .
Это можно сделать только в том случае, если на вашем световом столе поле для песка находится на одном уровне с плоскостью пластика, на котором вы рисуете. Если песок лежите в лотке — насыпьте его на плоскость с краю и попробуйте этот и три следующих приёма.
2. Совершаем те же движения, но по спирали. Рисуем космическое пространство — добавляем планеты и их траектории тонкими линиями.
Рисуем горы. Слева направо (и/или наоборот) перемещаем песок быстрым движением по траектории зигзага.
Если амплитуда зигзага небольшая — получается пустыня с барханами.
Сверху корректируем край. Иногда нужно не просто скорректировать край, а убрать часть песка так, чтобы его не скапливалось много по контуру. Для этого проводим движение плоскостью пальца, как бы отсекая и отодвигая лишнее.
Заполняем пространство на небе тем же приёмом.
На поле светового стола с высоты более 40 см рассыпаем песок тонким слоем.
Быстро перемещая руку слева направо и справа налево. При этом песок просыпается между пальцами.
Можно добиться разной плотности слоя. Этот прием применяется, когда нужно насыпать тон на уже сделанную картинку для перехода к следующей, например, для добавления деталей или для создания равномерно засыпанного фона.
Рисуем по засыпанному фону. Здесь есть бесконечное множество вариантов; кончиком пальца, ногтем, плоскостью пальца, ребром ладони, ладонью, кулачком, а также предметами: тонкими и толстыми кистями, визитной карточкой, палочками. Начинаем пробовать. Засыпаем быстрыми движениями фон.
Проводим в любых направлениях линии, полосы плоскостью ладони, ребром ладони, кончиками пальцев, краешками ногтей, подушечками пальцев и т. д. Стараемся почувствовать песок на ощупь — насколько приятный это материал.
Попробуйте сделать это с закрытыми глазами.
Воронка
Инструмент с широким горлышком помогает сделать высокую насыпь. Дети с увлечением наблюдают песочный ручеек, повторяют действие с помощью кулачка.
Маятник
Прикрепите бусины разной величины к веревкам. Раскачивайте маятник так, чтобы на стекле оставались следы от груза. Малыши учатся контролировать силу, соблюдать ритм движений. Это отличная терапия эмоциональных перегрузок.
Дорожки
Начинайте с простых прямых полос. Затем переходите к ломаным, прерывистым и волнистым линиям. Предложите ребенку нарисовать тропинку домой для любимого сказочного персонажа.
Цель: улучшение координации движений и ориентировки в пространстве.
Дополнительные упражнения: «Дождик» – для отработки начертания вертикальных линий. «Лесенки» – это упражнение учит совмещать вертикальные и горизонтальные линии.
Упражнение «Осьминог»
Засыпаем фон. Рисуем щупальца осьминога, его голову.
Уже известным нам приемом «кружочки» рисуем глаза, на щупальцах ставим точки — присоски.
Добавляем около головы пузырики.
Отпечатки узоров
Играть можно нестандартным предметом с узорами – втулкой от туалетной бумаги. Нанесите на нее рисунки клеевым пистолетом, дайте высохнуть. Проведите инструментом по тонкой поверхности песка, останется след. Этот вид работы обожают девочки.
Вариантов для подбора дополнительных элементов, инструментов для создания песочного шедевра много:
- Возьмите расчески с редкими или частыми зубьями – получится волна.
- Зубочистки помогают нарисовать тончайшие линии, сделать образ героя выразительным, реальным.
- Детские грабельки подойдут для вырисовывания рельефа на пейзажных композициях.
Фантазируйте, не ограничивайте себя и ребенка в творческом процессе.
Песочная анимация: мастер-класс
Попробуем научиться рисовать простую песочную анимацию – дерево — такой рисунок как раз подойдет для начинающих.
- Прежде чем начать рисование, подготовьте фон: наберите в ладонь песок и «посолите» стекло, равномерно рассеивая его над поверхностью.
- Вспоминаем, как выглядит дерево – оно начинается с широкого ствола. Его нужно рисовать с помощью большого пальца руки, используя целиком всю подушечку.
- Дальше ствол дерева становится более тонким, поэтому рисовать нужно уже не всей подушечкой большого пальца, а примерно ее половиной.
- Верхнюю часть дерева рисуют уже практически ногтем.
- Дорисуйте остальные ветви дерева: и крупные, и мелкие. Тонкие ветки рисуем ногтем. Не забывайте, что все ветки не могут быть прямыми, добавляйте им некую кривизну.
- У нас получилось голое зимнее дерево.
- Теперь нужно наградить дерево листвой и нарисовать ему крону. Для этого возьмите горсть песка в кулак и, осторожно его разжимая, круговыми движениями высыпайте песок на рисунок, следуя форме кроны.
- Досыпьте немного песка и внизу, у ствола дерева, в виде травы. Так у нас получится сочное майское деревце.
- Теперь нужно превратить дерево в по-настоящему летнее. Нарисуйте ему плоды разного размера с помощью отпечатков, используя сразу все пальцы.
- Чтобы сделать дерево осенним, добавьте теми же движениями еще больше «упавших» плодов на землю под деревом.
- После этого обозначьте крону дерева еще больше – начинайте обводить ее большим пальцем руки, добавляя линиям изогнутости.
- Далее уберите все лишнее с помощью нескольких пальцев или ладони, придавая дереву настоящую форму.
- Вот таким получилось наше плодовое осеннее дерево.
Рисование песком – недолговечное искусство, но это можно исправить, если записать песочную анимацию на камеру, смонтировать видео, наложив на видеоряд красивую музыку, и создать интересный ролик.
В Интернете есть немало уроков, помогающих освоить рисование песком. Один из них предлагаем посмотреть далее:
Как сделать стол для песочной анимации своими руками
Игровая деятельность в кругу семьи гораздо полезнее для малышей раннего возраста, чем групповые занятия в развивающих центрах.
Планшет для рисования песком с подсветкой можно сделать дома из подручных материалов. Папам понадобятся:
- деревянный ящик;
- подходящий по размеру кусок оргстекла;
- гвозди;
- изолента, скотч;
- краска по дереву;
- фонарик, лампа.
Процесс изготовления займет не более 1–2 часов, а детской радости не будет предела. Сделайте столик побольше, чтобы пользоваться всей семьей одновременно. Инструкция состоит из следующих шагов:
- Очистите деревянный ящик от лишнего, уменьшите высоту бортов. Средняя глубина пространства – 10–15 сантиметров.
- Уберите нижнюю крышку или сделайте прорезь для установки стекла.
- Поставьте прозрачную часть на нижнюю половину.
- Тщательно закрепите стекло планками снизу.
- По бокам сделайте отделения для хранения мелочей (палочек, сита, граблей). Для этого прибейте планки, отступая от края пару сантиметров.
- Установите ножки к столику. Высоту выбирайте по росту и возрасту младшего ребенка.
- Под стол поставьте яркий фонарь или электрическую лампу с хорошей мощностью.
- Рабочее место для маленького художника готово.
Интересный факт! В Тибете, Индии сохранились традиции создания изображений высшего Бога с помощью разноцветных крупиц песка. Это искусство имеет название – мандала. Яркие круглые картинки делают только посвященные в тантрические секреты монахи. На изготовление одной мандалы уходит 1–2 недели. Картинка состоит из миллионов песочных крупиц.
Композиции из песка нельзя повесить на стену, оставить на память, чтобы показать друзьям и родственникам. Это единственный минус такого творчества. Но выход есть. Записывайте удачные занятия на камеру, фотографируйте рисунки. Сделайте ролик, наложив на слайды музыку.
Советы новичкам
Осваивать нетрадиционную методику для раннего развития, развлечения детей нужно после просмотра видеоуроков или рекомендаций профессионалов. Новичкам полезно знать следующее:
- Ставьте точки подушечками разных пальцев. Запоминайте, какой они будут величины. Это поможет не ошибиться в выборе пальчика при рисовании глаз, плодов, рисунка на теле животных.
- Перед уроком старайтесь засыпать ровный слой песка на стекло. Используйте сито, воронки, чуть позже кулаки.
- Не разравнивайте поверхность пальцами. Отпечатки оставляют неэстетичный след.
- Когда малыши научатся создавать простые изображения, пробуйте создавать композиции из мелких деталей с использованием подручных инструментов.
- Профессионалы минимизируют количество прикосновений к песку. Движения должны быть размашистыми, уверенными.
- Выберите лучший вариант рисунка для вашего уровня. Отрабатывайте технику его создания до совершенства. Репетируйте схему несколько раз.
- Перед нанесением штриха продумывайте его длину и ширину.
- Рисовать песком можно на светозвуковой доске, черном отполированном столе, кухонном противне. Самое важное – контраст поверхности и сыпучего материала.
Важно! Мастер-классы посмотрите бесплатно в Сети. Периодически показывайте детям сложные композиции на видео. Это дает толчок к развитию, подстегивает интерес и желание совершенствовать технику рисования.
- https://www.kidstar.su/articles/pesochnaya-animatsiya/
- https://zhenskie-uvlecheniya.ru/pesochnaya-grafika-xobbi-dlya-relaksacii-i-novyx-otkrytij.html
- https://inteltoys.ru/articles/cat2/article716.html
- https://rukodelie-rukami.ru/raznoe/1735-risovanie-peskom.html
- https://razvitie-vospitanie.ru/tvorchestvo/risovanie_peskom_dlya_detej_obuchenie.html
- http://megapoisk.com/risovanie-peskom-na-stekle-dlja-nachinajuschih