Речевой материал для автоматизации в речи звука С-Сь

Образование

Автоматизация звука С в слогах

Проговаривай слоги, чётко произнося звук С (выделяя голосом)

СА – СА – СЫ               СО – СУ – СО                     СУ – СА – СЫ

СЫ – СО – СА               СУ – СЭ – СО                     СА – СЫ – СУ

АС – АС – АС                ОС – ОС – ОС               ЯС – ЯС – ЯС              ЮС – ЮС – ЮС

УС – УС – УС                 ЁС – ЁС – ЁС                ИС – ИС – ИС             ЕС – ЕС – ЕС

Упражнение “Послушай, запомни, повтори”

СА – СА – СО                 АС – УС – АС             ИС – ЯС – АС

СО – СО – СУ                ОС – ОС – УС             ЕС – ЮС – ЮС

СА – СУ – СУ                  ОС  – УС – УС           ИС – ЁС – ЁС

СО – СЫ – СЫ                ЯС – ИС –  ИС          ЁС – ЕС –  ЕС

Проговаривай слоги, чётко произнося звук С (выделяя голосом)

АСА – АСА           УСА – УСА       ОСА – ОСА        ИСА – ИСА
АСО – АСО          УСО – УСО       ОСО – ОСО       ИСО – ИСО
АСУ – АСУ           УСУ – УСУ        ОСУ – ОСУ        ИСУ – ИСУ
АСЫ – АСЫ          УСЫ – УСЫ       ОСЫ – ОСЫ      ИСЫ – ИСЫ

СТА – СТА – СТА – СТА – СТА
СТО – СТО – СТО – СТО – СТО
СТЫ – СТЫ – СТЫ – СТЫ – СТЫ
СТУ – СТУ – СТУ – СТУ – СТУ                и т.д.

Звук С в конце слова в ряду слов

Звук С в конце слова

Перечень слов: фикус, квас, поднос, насос,
кактус, фокус, утконос.

Перечень слов: уксус, ананас,  матрос,
кипарис, класс, альбатрос.

Повтори словосочетания:

пустой автобус                         спелый абрикос

высокий утёс                            пустой автобус

серый пёс                                 мясной соус

Звук С в начале слова в ряду слов

Звук С в начале слова

Перечень слов: сок, собака, сумка, сода,
суп, судак, сырок, суббота.

Перечень слов: санки, самолет, салат,
сапоги, совенок, сад.

Повтори словосочетания:

сани у Сани                             сосновая смола

суп с салом                              сытный суп

ствол сосны                             сытая собака

сломанный сук                         пустой стакан

сафьяновые сапоги                  сладкие соты

сытный студень                       сухая солома

старый судья                          соленое сало

соленое масло                       смолистая сосна

Звук С в середине слова в ряду слов

Звук С в середине слова.

Перечень слов: паста, каска, колбаса,
носорог, носок, лиса.

Автоматизация звука  [с] в словосочетаниях

Вкусный суп                         опасный выступ

искусный фокусник              пустая миска

сосновый сук                       усатый сом

сухая косынка                     синие  бусы

сатиновый поясок                усатый сом

густой сок                         тенистый сад

ананасовый сок                толстое сукно

лесная сова                      быстрые самолеты

Сдобное тесто                   высокий мост

постная колбаса               ананасное суфле

высокая сосна                  соленая треска

наваристый суп                густой лес

сонная киска                     автобусная остановка

густой кустарник               красные сандалии

солист ансамбля               сырой песок

парусный спорт                солёная капуста

миска с рисом                  вкусный салат

масса советов                  пёстрая собака

Четко произносить предложения со звуком С.

Саня идет в сад.                                 В саду оса.

У самого носа оса.                              Оса полосатая.

Высоко в небе самолет.                      Саня и Соня летят на самолете.

Самолет идет на посадку.                   Саня и Соня выходят из самолета.

Сане купят новый самокат.                 У Сани сани едут сами.

У Саньки новенькие санки.                 Саня едет на санях.

Саня видел салют.                              Саня сам надевает сапоги.

Садовник посадил сад.                       Бориса покусала собака.

Собаке дали кусок мяса.                     Собака своих не кусает.

На соломе спит собака.                       У Сони коса до самого пояса.

Четко произносить предложения.

Дайте Сане сок и ананаса кусок.                    Соня кусает сахар.

В сотах мёд.                                                  Песок в совке.

Соль в солонке.                                             Сонный сом на дне.

Соня, купи маме соды.                                   Самолет летит высоко над лесом.

Соня спала на соломе.                                    Суп несут в судке.

Саня и Соня несут сумку.                                В сумке сок, сахар и сыр.

Соне налили супу.                                          Соня видит осу.

Суп солите сами по вкусу.                               На обед салат, суп и мясо.

В саду сухой песок.                                        Несут ёлку из лесу.

Сосулька упала в снег.                                    Высоко на суку сова.

Четко произносить предложения.

В субботу Соне купят посуду.                            Алиса моет посуду.

Соня рисует самолет.                                       На ёлке сухой сук.

В сумке судак.                                                 В лесу лиса.

В лесу высокие сосны.                                     У сома усы.

У осы усы.                                                       В саду осы.

Сане купили весы.                                           У тёти Вассы новые бусы.

У Сони косынка.                                              У Сони посылка, в ней бусы и косынка.

В посылке сыр, колбаса, сахар.                         Я несу в сумке кусок сыра.

У Сони две косы.                                              У Сони русые косы.

У Сони густые волосы.                                      У Сани полосатые носки.

Тексты для пересказа

Рассказы для прослушивания и пересказа.

НА АВТОБУСНОЙ ОСТАНОВКЕ

Слава и Соня стояли на автобусной остановке. Они ели биг-маки из Макдональдса.

Тут Соня заметила бездомную собаку. Она стояла недалеко от остановки и внимательно глядела на Соню и Славу. Собака скулила от голода. Слава отломил кусок своего биг-мака и дал его бедной собаке. Собака съела мясо и завиляла хвостом. Довольная Соня улыбнулась Славе.

ДИКИЕ ГУСИ

На поляне спали дикие гуси. С ними были маленькие гусята.

Когда стало темно, около стада появилась лиса. Она схватила одного гусёнка и хотела унести его в лес. Тут две гусыни накинулись на лису. Они стали бить лису своими клювами.

Лиса оставила гусёнка и со всех ног понеслась к лесу.

ВМЕСТЕ ВЕСЕЛЕЕ

У Светы есть своя комната. У окна стоят стол и стул. На стене висят полки с книгами. Есть полка с мозаикой, кукольной посудой и мебелью. У Светы много кукол. Есть и кукольная коляска.

Только не любит Света сидеть в своей комнате одна. Она зовёт к себе соседку Люсю. Вместе детям намного веселее!

СОНЯ И СОБАКА

У Сони есть свой дом. В саду у Сони стоит несколько сосен. Под соснами — беседка. Соня сидит в беседке на скамейке и зовёт свою собаку: «Сильва, Сильва, иди сюда!». Соня показывает собаке колбасу и командует: «Сильва, дай лапу!».

Сильва, сидя, подаёт Соне лапку. За это Соня даёт со¬баке маленький кусок колбасы. Сильва виляет хвостом и опять даёт Соне лапу — так, без команды!

СУХАЯ СОСНА

У Сони в саду стоит высокая сосна. Сосна совсем сухая. Сонин папа спилит сухую сосну. Без сосны в саду станет светлее. Светлее станет и в Сонином доме.

Из сосны Сонин папа напилит несколько досок. Из досок выйдет новая скамейка.

СОНЯ И СУЛТАН

Как-то Соня со своим псом Султаном была в саду. Соня ходила по саду без сандалий и босой ногой наступила на осу.

От укуса осы Соня заплакала и стала скакать на одной ноге. Султан лизнул Сонину ногу. Соня успокоилась и засмеялась.

СМЕЛАЯ ЛЮСЯ

Люся всегда боялась гусей. Как-то соседский гусак Васька схватил Люсю за юбку и стал тянуть. Люся замахнулась на гусака веткой, и тот отстал. А Люсин папа сидел у дома на скамейке и всё видел.

«Люся, да ты смелая стала — гусака не испугалась!» — весело сказал папа.

КУКЛА СИНДИ

Были у Люси кот Васька и любимая кукла Синди. Люся занималась с куклой весь день. Кот Васька постоянно наблюдал за хозяйкой.

Как-то мама позвала Люсю на кухню. Кукла Синди осталась в коляске. Кот схватил куклу и унёс её под диван.

Люся не увидела куклы в коляске и сильно заплакала. Тогда кот Васька достал куклу из-под дивана и отдал Люсе. Люся засмеялась и угостила кота Ваську — дала ему Вискас.

РАССЕЯННЫЙ СОСЕД

У нас в подъезде есть сосед. Он всегда везде опаздывает. Встанет утром, никак не найдёт свой костюм. Потом бегает по комнате, собирает в сумку документы, деньги, разные записки. Сосед всегда опаздывает на свой автобус, а потом стоит на остановке и грустит.

Вот какой рассеянный сосед!

ВОТ И ПОВЕСЕЛИЛСЯ!

Сеня был в классе и вертелся, сидя на стуле. Спинка стула треснула и сломалась. В классе этого никто не заметил.

Приставил Сеня спинку к сиденью и оставил стул на месте. О сломанной спинке Сеня никому не сказал. «Вот потеха будет, когда кто-нибудь сядет на мой стул! Вот повеселюсь!» — думал Сеня.

Весь день он косился на опасный стул. «Интересно: кто на него сядет?». Смотрел-смотрел Сеня — никто на его стул не садится. Странно ему стало…

На другой день Сеня забыл о сломанном стуле и плюхнулся на него со всей силы! Спинка стула развалилась, а Сеня оказался на полу.

Хотел Сеня повеселиться — вот и повеселился!

ПЛОДОВЫЙ САД

Все плодовые деревья, которые растут в современных садах, люди вывели от диких растений.

Садоводы создали много разных сортов сливы и яблони, персика и абрикоса, смородины и малины. Из этих плодов люди делают соки, консервы, варенье, напитки.

Прекрасные деревья и кусты растут в плодовых садах по всей Земле. В садах работают натуралисты и садоводы.

Автоматизация звука «С» в чистоговорках

Произносим чистоговорки, следим за правильным произношением твёрдого звука «С».

Задание 1

  • Со-со-со, Со-со-со — у Со́ни колесо́.
  • Са-са-са, Са-са-са — вот лети́т оса́.
  • Су-су-су, Су-су-су — в лесу́ уви́дели лису́.
  • Сы-сы-сы, Сы-сы-сы — у сома́ усы́.

Задание 2

  • Ус-ус-ус, Ус-ус-ус — у Са́ни но́вый авто́бус.
  • Ис-ис-ис, Ис-ис-ис — в лесу́ мно́го лис.
  • Ас-ас-ас, Ас-ас-ас — мы пи́ли квас у нас.
  • Ос-ос-ос, Ос-ос-ос — у Са́ни пёс.

Задание 3

  • Ос-ос-ос, Ос-ос-ос — на поля́не мно́го ос.
  • Ус-ус-ус, Ус-ус-ус — мы несём домо́й арбу́з.
  • Ас-ас-ас, Ас-ас-ас — пи́ли мы из кру́жки квас.
  • Ыс-ыс-ыс, Ыс-ыс-ыс — мы пошли́ гуля́ть на мыс.

Задание 4

  • Сы-сы-сы, Сы-сы-сы — ти́кают часы́.
  • Су-су-су, Су-су-су — ви́дел я осу́.
  • Су-су-су, Су-су-су — су́мку я несу́.
  • Су-су-су, Су-су-су — я́годы в лесу́.

Задание 5

  • Сэ-сэ-сэ, Сэ-сэ-сэ — ря́дом с са́дом есть шоссе́.
  • Со-со-со, Со-со-со — сду́лось колесо́.
  • Са-са-са, Са-са-са — у Со́ни коса́.
  • Са-са-са, Са-са-са — в лесу́ оса́.

Задание 6

  • Сы-сы-сы, Сы-сы-сы — у Са́ни бу́сы.
  • Са-са-са, Са-са-са — под кусто́м сиди́т лиса́.
  • Су-су-су, Су-су-су — грибы́ вы́росли в лесу́.
  • Сы-сы-сы, Сы-сы-сы — на стене́ вися́т часы́.

Задание 7

  • Ас-ас-ас, Ас-ас-ас — у Со́ни анана́с.
  • Ас-ас-ас, Ас-ас-ас — у нас до́ма квас.
  • Ус-ус-ус, Ус-ус-ус — у Со́ни ка́ктус.
  • Ус-ус-ус, Ус-ус-ус — у Со́ни мно́го бус.

Автоматизация звука «С» в предложениях

Произносим предложения, следим за правильным произношением твёрдого звука «С».

Задание 1

  • В лесу́ лиса́. На траве́ роса́. На по́лке посу́да. В лесу́ высо́кие со́сны. У Бори́са ру́сые во́лосы. Собери́ сор совко́м. Соба́ка свои́х не куса́ет. Я упа́л из са́нок в сугро́б. Су́дно вста́ло на я́корь у ска́лы.
  • Самолёт лети́т высоко́ над ле́сом. Соба́ка ви́дит на суку́ соро́ку и ла́ет. Трава́ со́хнет на со́лнце. Бери́ для скоти́ны суху́ю соло́му. В саду́ сла́дкие абрико́сы. На у́лице сы́ро, надева́й сапоги́. Со́ня, смотри́ — сом! У сома́ усы́. В буфе́те са́йка.

Задание 2

  • У нас пёс. На клу́мбе а́стры. У дя́тла о́стрый нос. Кис­лый квас. В ми́ске капу́ста. Арбу́з кра́сный. У вас вку́сный квас. Мы лови́ли пескаре́й. Реди́ска растёт бы́стро. Води́тель останови́л авто́бус у моста́. В куста́х кто-то пи́скнул.
  • Береги́ нос в треску́чий моро́з. Уста́лый Ва́ня бы́стро усну́л. Яст­реб унёс у лесника́ утёнка. На ме́сте пустыря́ вы́рос кус­тарник. Оста́тки доски́ ки́нули в костёр. Кто-то поёт груст­ную пе́сню. Како́й чуде́сный го́лос у арти́ста!

Игры для развития фонематического восприятия. Звук С, СЬ.

Хлопки

Попросите ребенка хлопнуть, если он услышит в слове звук С.

Говорите вперемешку слова со звуком С в разных позициях (в начале, в середине или в конце слов). Например:  телефон, сапоги, папа, морс, книга, дождь, соловей.

Ребенок хлопает, когда услышит слово со звуком С ( не путайте сами звуки С и СЬ – это разные звуки, хотя буква одна!)

Если ребенку трудно выделить на слух звуки в слове, то говорите слова протяжно, например мммоооорррсссс. Эта игра учит ребенка различать в речи разные звуки, развивает фонематический слух.

Вариант усложнения игры: Можно дать задание хлопнуть, если услышишь звук С и топнуть, если услышишь звук СЬ.

«Хлопки». Вариант игры 2.

Скажите ребенку: «Хлопни, если услышишь слог Са». Далее мы говорим последовательность слогов, например: са, на, ша, са, за, ра, да, са,  ца, са, ла, ча. Различает ли звук С и слог СА ребенок в речевом потоке? Не путает ли его с другими похожими звуками? Дети очень часто путают слог са со слогами за или ца,   а также с шипящими – со слогом ша. И нам очень важно научить ребят различать эти звуки и слоги. Это важно и для обучения письму в школе, чтобы ребенок не путал данные звуки и буквы, обозначающие их, в письменной речи, когда он начнет писать.

«Эхо»

Повторяйте три слога подряд, а ребенок должен их повторить как эхо, то есть чуть тише,  чем говорите Вы. Если ребенок легко повторяет три слога, увеличьте количество слогов в цепочке для повторения. Обязательно хвалите и подбадривайте маленькое «эхо». Если «эхо» ошиблось, повторите цепочку слогов еще раз.

Примеры заданий:

  • са-со-сы
  • ас-ус-ис-ас
  • сам-сад-сав,
  • со-су-си-су
  • аса-асо-асу-асы и т.п.

«Угадай, что свистит?»

Вам понадобятся две картинки – «насос» и «вода течет из крана». Можно нарисовать их самим (схематично изобразив насос и кран). Главное – чтобы они были узнаваемы для ребенка.

Покажите ребенку картинку насоса. Скажите: «Воздух, выходя из насоса свистит так: ссссссссссссс. Он свистит сердито ссс!»

Покажите вторую картинку  и скажите: «Вода льется из крана. Вода свистит мягко, вот так сьсьсьсьсь».

Попросите ребенка сказать, как свистит вода (сь-сь-сь) и показать соответствующую картинку. Затем попросите его изобразить, как свистит воздух из насоса – ссссс – и показать нужную картинку.

Далее скажите: «Сейчас  мы будем играть в игру на внимательность. Если ты услышишь песенку насоса  — твердый звук ссс  — то подними картинку с насосом. А если услышишь песенку воды – мягкий звук сь – то подними картинку с водой» . Вы говорите эти звуки вразбивку (с-с-сь-с-с-сь-сь-с), а ребенок поднимает нужную картинку.
Сначала игра проводится  со звуками, затем уже со словами. Вы говорите перечень разных слов вразбивку: дверь, соловей, сельдь, мороз, банан, шапка, вода и так далее. Если в слове есть «песенка насоса – твердый звук С», то ребенок поднимает вверх картинку с насосом. А если в слове есть звук сь – мягкий звук, «песенка водички», то нужно поднять картинку с водой. Если нет ни одного, ни второго звука, то картинки поднимать не надо.

Игра-шутка со звуком С «Путаница»

Детям предлагается отгадать, какие слова перепутались и расставить их по местам.

Примеры путаниц-шуток  со звуком С (Автор Л. М. Козырева,  из  книги «Развитие речи. Дети 5-7 лет»):

  • В лесу живет сазан. В реке плывет фазан. (Правильно – «В лесу живет фазан. В реке плывет сазан»).
  • На обед дали вкусный халат. У Аленушки новый салат.
  • В облаках летала сайка. На столе лежала чайка.
  • У судака два чудака (правильно – «у чудака два судака»)

Еще несколько путаниц известного автора стихов для детей А. Шибаева:

  • На глазах у детворы крысу красят маляры. (Не крысу, а крышу. Вместо звука С нужно поставить звук Ш).
  • Говорят, один рыбак
    В речке выловил башмак.
    Но зато ему потом
    На крючок попался дом. (Не дом, а сом)
  • Лежит лентяй на раскладушке,
    грызет, похрустывая, пушки. (Не пушки, а сушки)
  • На пожелтевшую траву
    Роняет лев свою листву. ( Не лев, а лес)

Несколько моих авторских шуток — путаниц  для занятий с детьми:

  • Вот так дочка! Красота! У дочки длинная коза! (не коза, а коса).
  • У Анечки дома миска живет, танцует, играет и песни поет! ( Не миска, а мишка. Другой правильный вариант для замены — киска).
  • Ела Катя вкусный зуб. Заболел у Кати суп. (Наоборот, ела суп, а заболел зуб).
  • В комнате стоит сова. А в лесу сидит софа. (Нет. В комнате – софа, а в лесу сова).

Дети обычно смеются, слыша шутку — путаницу. Но  исправить ошибку  и распутать путаницу может далеко не каждый ребенок. Если у ребенка есть речевые нарушения, то часто приходится делать подсказку – «Какое слово заблудилось? Какое слово подходит по смыслу? Отгадка тоже начинается со звука м. Это игрушка. Догадайся, что это?»)

Интересные слова

Начинаются с буквы с:суд, сэр, сон, сом, сук, суп, сок, сап, сад, соя, сор, сет, сюр, сын, свет, сила, след, сажа, сабо, сгиб, стон, сито, сказ, скат, серп, сбыт, сани, село, слог, слив, санки, свист, сачок, сахар, салон, сабор, сваха, сдоба, сдача, север, сдвиг, сбруя, самбо, салют.Заканчиваются буквой с:ас, иск, час, рис, пас, фас, бас, нос, мыс, лес, кус, вес, квас, кейс, люкс, укус, утёс, пирс, офис, овёс, морс, бис, ворс, бокс, брас, ирис, пояс, свес, трус, торс, ужас, анфас, голос, лотос, замес, волос, внос, навес, минус, казус, колос, дартс, вброс, бонус, анонс.С буквой с в середине слова:ось, иск, оса, лось, песо, воск, высь, риск, мясо, мост, часы, тест, пост, псих, ясли, наст, жест, гусь, оспа, куст, лоск, лист, уста, шест, ряса, рост, десна, гость, висок, досуг, диско, гусар, весть, блеск, басня.С несколькими буквами с:сос, тсс, босс, мусс, лёсс, кросс, дросс, спас, снос, скос, свес, мисс, эссе, спуск, шасси, шоссе, сусло, ссуда, спрос, сосок, смысл, смесь, скунс, силос, сеанс, пресс, осмос, насос, масса, ляссе, лассо, класс, касса, засос, сосуд, космос.

Источники
  • http://logopediy-dly-detey.ru/detyam/material-dlya-avtomatizatsii-zvukov-v-rechi/avtomatizatsiya-zvuka-s
  • https://lena.spb.ru/avtomatizaciya-s.html
  • https://rodnaya-tropinka.ru/avtomatizatsiya-svistyashhih-zvukov-s-s/
  • https://uchitelya.com/russkiy-yazyk/170171-prezentaciya-avtomatizaciya-zvuka-s-v-slovosochetaniyah.html
  • https://alphabetonline.ru/%D1%81-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%80

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Развитие детей дошкольного возраста