Ребенок плохо учится: причины и решения

Образование

“Каждый вечер, возвращаясь с работы, я сажусь с ним за уроки. И заканчиваем мы уже перед самым сном. Он ничего не хочет понимать, делает ошибки в словах, которые пишем по сто раз, считает ворон за окном. Никаких нервов не хватает!” Знакомо? Давайте разбираться с возможными причинами и искать решения.

Детский психолог Дарья Запорожская, которая специализируется по направлению “Нейропсихология”, говорит, что причина подобных проблем не всегда кроется только в отсутствии мотивации. Хотя в мире, где родители стараются “впихнуть” в детей как можно больше информации еще до школы, она, безусловно, имеет место. Однако есть еще более реальная причина того, что ребенок плохо учится: он просто не может по-другому.

“Я часто привожу мамам такой пример: представьте, что у вас бронхит, а вас просят не кашлять. Как долго вы сможете сдерживаться? Рано или поздно болезнь даст о себе знать. Так и в случае с учебой: если у ребенка не дозрела какая-то часть мозга, то есть существуют определенные трудности, то сколько его ни мотивируй, ни заставляй, можно сделать только хуже. Ведь никто из нас не хочет заниматься тем, что мы не умеем, тем, что никак не получается, сколько бы усилий ни прикладывали, тем, в чем мы раз за разом терпим поражение”.

Физиологические причины

Нейропсихологи условно делят головной мозг на три функциональных блока. Первый блок отвечает за энергетическое обеспечение интеллектуальных процессов, бесперебойную подачу импульсов. И если здесь есть сложности, то обычно они проявляются в виде гиперактивности, повышенной возбудимости, которые чередуются с быстрой утомляемостью. Пока ребенок двигается, энергии много, как только присел – тут же “расплылся”. Такому человеку сложно поддерживать себя в постоянном тонусе. В учебе для них характерны глупые ошибки, которые они совершают не по незнанию, а из-за невнимательности или просто потому, что пропустили какую-то строку.

Второй блок мозга отвечает за переработку, анализ и хранение информации, полученной через зрительное, тактильное, слуховое и пространственное восприятия. Нарушения в этой области характеризуются невозможностью отличить два схожих звука – д-т, ш-щ и т.д. Или ребенок допускает ошибки в словах, которые пишет изо дня в день, например, “Домашняя работа”. Он знает правила, но не может физиологически каждый раз их применять – функционально не дозрела необходимая для этого часть мозга. Еще дети с подобными проблемами могут писать цифры, буквы в зеркальном отражении или с трудом ориентироваться в листе: начинать предложение с середины, например.

Третья область мозга отвечает за саморегуляцию и самоконтроль. Обычно к 7-8 годам ребенок может самостоятельно себя организовать, проверить, найти ошибку. Если же этот блок мозга не дозрел, ученик будет смотреть в окно и считать ворон каждый раз, когда мама отходит от стола.

“Как правило, если есть сложности, то они локализуются сразу в нескольких функциональных блоках. Обычно это обусловлено развитием ребенка во внутриутробный период и первый год жизни, после – влияние на мозг уже не такое существенное. Поэтому, обнаружив подобные проблемы, нейропсихологи сначала направляют детей к невропатологам. Только исключив какие-либо медицинские первопричины, можно приступать к коррекции – определенным упражнениям, которые учат мозг функционировать правильно”.

Самый показательный возраст для определения наличия проблем – 6 лет. Но специалисты могут начать работу и с трехлетними малышами, вплоть до подросткового возраста, когда уже подключаются гормоны. Чем раньше обратились за помощью, тем больше шансов легко справиться со сложностями.

Pixabay.com

Как помочь ребенку?

Диагностика у нейропсихолога и невропатолога покажет, нужна ли специализированная помощь в конкретном случае. Но ведь не каждый ребенок плохо учится, потому что имеет какие-то нарушения в созревании мозга. На самом деле, у большинства первоклассников еще просто нет навыков обучения в школе. И именно здесь помощь родителей необходима прежде всего.

Важно правильно организовать время младшего школьника: вернувшись из учебного заведения, он должен немного отдохнуть, потом выделить промежуток времени для выполнения домашнего задания. У ребенка должно быть свое рабочее место, определенный режим отдыха и труда, план действий. Помогите ему правильными вопросами: “Что тебе сегодня задали? Как думаешь, сколько тебе потребуется времени, чтобы все выполнить? С чего начнешь? Что оставишь напоследок?”. Можно составить визуальное расписание с картинками-действиями. Завершив одно из них, ребенок может убрать лишнюю картинку. Это как ставить плюсики напротив законченных дел во взрослом списке.

Не стоит сидеть над ребенком, пока он делает уроки. Давайте ему возможность выполнить задания самому, предупредите, что вернетесь через пять минут (позже время отсутствия можно увеличивать). Если получилось хорошо, похвалите, если плохо – покритикуйте. Но не ребенка, а его действия или отсутствие таковых. Школьник также должен знать, что всегда может обратиться к родителю за помощью, но только после того, как попробовал решить задачу сам и не справился. Оказав необходимую помощь, снова отстранитесь.

Если все время делать уроки с ребенком или, тем более, за него, родитель забирает у него ответственность. А позже вы услышите: “Это тебе надо, чтобы я учился”. Сын или дочь должны понимать, что учеба – целиком и полностью их ответственность, их интерес.

Как помочь родителю?

Когда ребенок плохо учится, мама или папа вынуждены уделять урокам больше внимания, чем могли бы. Это может раздражать, выводить из себя. Особенно, когда бьетесь над задачей третий час, и чадо совсем не хочет думать.

Что в этих случаях полезно сделать? Перерыв. Отдышаться самому и дать отдохнуть ребенку. Выйти из комнаты, попить чаю, привести мысли в порядок, сбросить негативные эмоции, может быть, даже отжаться или покачать пресс. Подключайте, кстати, к этому и ребенка. Освежив голову, эмоции и чувства, принимайтесь снова за дело.

Другой вариант – когда ученик специально ждет маму с работы, чтобы сделать с ней уроки, в итоге все сидят до ночи. Если бабушка или папа не могут справиться с ребенком в дневное время, возможно, причина кроется глубже, и человеку просто не хватает маминого внимания. Ведь если он сделает уроки с папой, мама вернется уставшая и точно не сможет провести с сыном необходимое время. В таком случае, нужно смотреть на качество внимания, которое родитель уделяет ребенку. Если вы просто рядом занимаетесь своими делами, детям этого недостаточно. Ищите новые способы взаимодействия.

Хотите получать интересные статьи регулярно? Присоединяйтесь к нашим сообществам в социальных сетях ВКонтакте и Facebook, 

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Развитие детей дошкольного возраста
Добавить комментарий