Планеты Солнечной системы по порядку: их названия, фото, расположение, спутники, детальные характеристики и интересные факты о них

Образование
Содержание
  1. Солнечная система
  2. Наблюдения
  3. Типы планет Солнечной системы
  4. Земные планеты Солнечной системы
  5. Планеты Солнечной системы газовые гиганты
  6. Карликовые планеты Солнечной системы
  7. Планеты Солнечной системы по порядку
  8. Первая планета от Солнца — Меркурий
  9. Меркурий
  10. Вторая планета от Солнца — Венера
  11. Венера
  12. Третья планета от Солнца — Земля
  13. Земля
  14. Четвертая планета от Солнца — Марс
  15. Марс
  16. Пятая планета от Солнца — Юпитер
  17. Юпитер
  18. Шестая планета от Солнца — Сатурн
  19. Сатурн
  20. Седьмая планета от Солнца — Уран
  21. Уран
  22. Восьмая планета от Солнца — Нептун
  23. Нептун
  24. Карликовые планеты
  25. Плутон
  26. Церера
  27. Макемаке
  28. Эрида
  29. Хаумеа
  30. Особенности
  31. Как начать знакомство?
  32. Внутренняя структура и атмосфера Солнца – для детей
  33. Появление и эволюция Солнца – для детей
  34. Химический состав Солнца – для детей
  35. Магнитное поле
  36. Пятна и циклы Солнца – для детей
  37. История исследований Солнца – для детей
  38. Как выучить порядок?
  39. Простые запоминалочки
  40. Формы занятий
  41. Вопросы квиза (версия для печати)
  42. Как представить планеты?
  43. Интересные факты о небесных телах
  44. Интересные факты о планетах Солнечной системы
  45. Вместо заключения

Солнечная система

Солнечная система является предметом изучения многих учёных и астрономов, она хранит в себе множество тайн, которые до сих пор не разгаданы человечеством. Но наука прогрессирует и мы постоянно узнаём новую информацию, делаем впечатляющие открытия, которые ещё не так давно казались фантастическими.

В центре солнечной системы располагается Солнце — это единственная звезда (площадью почти в 12000 размеров Земли), которая является частью её структуры. Без солнечных лучей жизнь на нашей планете прекратится, ведь оно — основной источник необходимой энергии.

Вокруг Солнца вращаются планеты: Меркурий, Земля, Венера, Марс, Уран, Юпитер, Нептун, Сатурн.  Самым большим из этих небесных тел является Юпитер, а самым маленьким — Меркурий. Также, существуют карликовые планеты: Плутон, Церера, Эрида, Хаумеа и Макемаке. Меркурий совершает полный оборот вокруг Солнца в течение 88 земных суток, а Нептуну (эта планета самая отдалённая) на это требуется 165 земных лет.

Планета Венера названа в честь древнеримской богини. Оборот вокруг своей собственной оси она делает за период, составляющий 243 земных суток. У неё нет естественных спутников. Часто, Венеру можно увидеть с Земли невооружённым глазом, так как она является одним из самых ярких небесных тел в Солнечной системе. Атмосфера на данной планете состоит из углекислого газа, появилась Венера, по подсчётам учёных, приблизительно 500 миллионов лет назад, поэтому считается сравнительно молодым небесным телом.

Марс назван в честь древнеримского божества. Также, он имеет ещё одно название — Красная планета (потому что её поверхность имеет такой оттенок). Среда на Марсе похожа на земную, но там значительно холоднее. В 1965 году космонавты совершили прорыв в науке и разместили на этой планете беспилотный космический спутник.

Нептун находится на самом большом расстоянии от нашей планеты. Его назвали в честь морского божества. Открыли его 23 сентября 1846 года путём математических расчётов. У него есть 14 естественных спутников. Ветряные порывы на данной планете двигаются с невероятной скоростью: более 2000 километров в час.

Планета Количество спутников Примеры
Меркурий (0)
Венера (0)
Земля (1) Луна
Марс (2) Деймос, Фобос
Юпитер (79) Ио, Европа, Ганимед, Каллисто
Сатурн (82) Титан, Рея, Япет
Уран (27) Титания, Оберон, Умбриэль, Ариэль, Миранда
Нептун (14) Тритон, Нереида

Наблюдения

Невооружённым глазом с Земли можно наблюдать следующие объекты Солнечной системы: Солнце, Меркурий, Венеру (оба незадолго до восхода или сразу после захода Солнца), Марс, Юпитер и Сатурн; а также Луну. В бинокль или небольшой телескоп можно наблюдать 4 крупнейших спутника Юпитера (так называемые галилеевы спутники), Уран, Нептун и Титан (самый крупный спутник Сатурна). Невооружённым глазом можно наблюдать также множество комет при их приближении к Солнцу. При сильном увеличении можно увидеть пятна на Солнце, фазы Венеры, кольца Сатурна и щель Кассини между ними.

Солнечная система

Типы планет Солнечной системы

В состав Солнечной системы входит 8 основных планет и 5 карликовых, названных так из-за своего размера. Теоретически они все вращаются в одной плоскости. Планеты по их физическим свойствам делятся на земную группу и планеты-гиганты.

Земные планеты Солнечной системы

К этой категории относят космические объекты, состоящие из металлов и минералов. По своим размерам они небольшие и плотные. Астрономы называют их еще внутренними планетами. Главные признаки небесных тел этой группы следующие:

  • над твердой оболочкой планеты сразу начинается атмосфера;
  • малое количество спутников или их отсутствие;
  • отсутствуют кольца, как у Сатурна;
  • ученые полагают, что внутри каждой земной планеты находится металлическое ядро, окруженное мантией;
  • поверхность представляет собой тонкий слой коры.

Земные планеты Солнечной системы

Эти космические объекты находятся ближе всего к Солнцу. Самая маленькая планета земной группы — Меркурий, самая крупная — Земля.

Планеты Солнечной системы газовые гиганты

Астрономы называют их внешними планетами Солнечной системы. Если сравнить их размеры с Землей, то они намного больше. Но даже газовые гиганты значительно уступают по габаритам Солнцу. Свое название они получили из-за особого строения — газов, в которых преобладает водород и гелий.

Внешние планеты имеют следующие схожие признаки:

  • на низких высотах атмосфера плавно переходит в жидкое состояние из-за роста давления;
  • отсутствует четкое разграничение между «океаном» и атмосферой;
  • есть твердое ядро;
  • есть спутники, превосходящие по размерам некоторые карликовые планеты;
  • имеют кольца, которые заметнее всего у Сатурна.

Планеты Солнечной системы газовые гиганты: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун

Из-за того, что отсутствует четкое разграничение между атмосферой и жидким состоянием, высадиться на газовых гигантах невозможно. Эти планеты находятся дальше от Солнца, в отличие от земной группы.

В этой категории есть отдельный подкласс — ледяные гиганты, к которым относятся Уран и Нептун. Если Юпитер и Сатурн состоят из водорода и гелия, то седьмая и восьмая планеты — из льда.

Карликовые планеты Солнечной системы

Этот термин был введен в 2006 году, когда после исследований ученые выяснили, что существуют космические тела, превосходящие по размерам Плутон. Ранее Плутон имел статус планеты, и его габариты астрономы сопоставляли с Марсом. Но в начале 2000-х годов ученые обнаружили рядом с ним небесные тела, практически одинаковых с ним размеров. Например, Эрида по своим габаритам превосходит Плутон.

Возник вопрос о присвоении статуса всем обнаруженным космическим объектам. Для них было решено ввести новый термин. Кроме Плутона в состав группы карликовых планет вошли:

  • Церера;
  • Эрида;
  • Макемаке;
  • Хаумеа.

За орбитой Нептуна находится еще несколько небесных тел, претендующих на статус карликовой планеты. Все они, за исключением Цереры, находятся в поясе Койпера — облаке астероидов. Есть второй пояс из астероидов, основной, расположенный между Марсом и Юпитером — именно в нем находится Церера.

Карликовые планеты отличаются от земной группы и газовых гигантов тем, что не могут самостоятельно расчистить себе путь из-за маленькой массы. Они пересекают своими орбитами места скоплений других небесных тел. У карликовых планет отсутствует гравитационное поле, поэтому на их орбите постоянно находятся мелкие космические объекты.

Благодаря развитию технологий, ученые смогли обнаружить еще несколько кандидатов на получение статуса карликовых планет. Но астрономы на данный момент не располагают необходимыми данными. Карликовые планеты остаются малоизученными и все показатели являются приблизительными. Их объединяет наличие ледяного слоя на поверхности. Лучше всего изучена Церера, потому что другие «карлики» находятся слишком далеко от Земли.

Планеты Солнечной системы по порядку

Многие ошибаются при ответе на вопрос, сколько планет входит в Солнечную систему. Путаница возникла из-за изменения статуса Плутона. Любители астрономии по-прежнему включают его в основной список, хотя ученые считают, что это некорректное утверждение. Ниже описаны планеты по порядку, начиная с ближайшей от Солнца.

Планеты Солнечной системы получили свои названия в честь богов и богинь Древней Греции и Древнего Рима.

Первая планета от Солнца — Меркурий

Относится к земной группе и является самым маленьким и быстрым небесным телом среди земных планет. Период обращения вокруг Солнца составляет 88 суток. При этом Меркурий успевает сделать всего 1,5 оборота вокруг своей оси.

Продолжительное время ученые считали, что эта планета всегда обращена одной стороной. Но с развитием технологий этот миф был развеян. Орбита Меркурия является одной из самых нестабильных, потому что меняется не только скорость перемещения и удаленность от Солнца, но и положение планеты.

Меркурий

Другая особенность Меркурия — самые резкие перепады температур среди всех планет Солнечной системы. Это обусловлено близким расположением к Солнцу. Средний показатель дневной температуры — примерно +350 ºС, ночью она опускается до –170 ºС. В атмосфере Меркурия нашли следующие химические элементы:

  • кислород;
  • натрий;
  • гелий;
  • калий;
  • водород;
  • аргон.

Естественных спутников у Меркурия нет. Существует теория, что раньше он был спутником Венеры, но это предположение не имеет научно доказанной базы.

Меркурий

является самой маленькой планетой и находится ближе всех к Солнцу. Из-за малой скорости вращения вокруг своей оси, ночью температура может достигнуть -170° C, а днем подняться до +400° C. Меркурий проходит один оборот вокруг Солнца за 58 земных дней.

Вторая планета от Солнца — Венера

Астрономы называют Венеру утренней и вечерней звездой. Такое название она получила потому, что появляется незадолго до восхода Солнца, когда другие небесные тела уже не видны, и остается видимой после захода, когда другие космические объекты еще не видны. По своим размерам она схожа с Землей.

Атмосфера Венеры почти полностью состоит из углекислого газа. На втором месте — азот, и в незначительном количестве содержится водяной пар и кислород. Из-за такого состава атмосферы на поверхности планеты получается эффект парника, поэтому на Венере температура выше, чем на Меркурии – +475 ºС. Вторая планета Солнечной системы — одна из самых медленных, сутки на ней длятся 243 земных дня, что практически равно венерианскому году — 225 земных дня. Естественных спутников у планеты нет.

Вторая планета в Солнечной системе выделяется среди других обратным вращением. Поверхность Венеры покрыта крупными вулканическими равнинами и небольшими горами. По результатам исследований было обнаружено слабое магнитное поле. Но из-за сильного атмосферного давления ни один исследовательский аппарат не смог находиться на Венере дольше 2 часов.

Венерианские облака прекрасно отражают солнечные лучи, поэтому на земном небосклоне её видно ярче других. По этой причине ученые назвали вторую планету в честь богини любви и красоты.

Венера

– вторая планета Солнечной системы и самая близкая к нашей планете. Хоть Венера и находится не так близко к Солнцу, температура здесь может достигать +500° C, это связанно с парниковым эффектом и большим количеством углекислого газа. Из-за этого атмосфера почти отсутствует и ничего не сдерживает от солнечного тепла.

Третья планета от Солнца — Земля

Это единственное небесное тело в Солнечной системе, 70% поверхности которого занимает вода. Остальную часть занимают материки. Другая отличительная особенность Земли — наличие тектонических плит, расположенных внутри мантии планеты. Они могут перемещаться, что приводит к изменениям ландшафта. Из-за угла наклона оси к плоскости эклиптики на планете хорошо различимы времена года.

Одни земные сутки длятся 23 часа 56 минут 4 секунды, при этом время вращения вокруг Солнца — 365 дней 5 часов 48 минут 46 секунд.

Благодаря многочисленным исследованиям и снимкам из космоса, ученым удалось составить подробное описание того как выглядит планета. У Земли имеется один естественный спутник — Луна, влияющая на приливы и отливы.

 У Земли и Луны — синхронное вращение, поэтому спутник всегда обращен к планете одной стороной. Это единственное небесное тело в земной группе, название которого не связано с древнеримским божеством. В переводе с латинского обозначает «суша», «почва». Земля — это планета с уникальными условиями, благодаря которым на ней зародилась жизнь.

Земля

– третья планета от Солнца и единственная где есть жизнь. На ней есть атмосфера, которая состоит из водорода и углерода. Благодаря озоновому слою на Землю не попадает много солнечной радиации, что способствует развитию жизни. 70 % территории Земли заполнена водой, а вся остальная часть занята континентами. Наличие кислорода и благоприятные погодные условия на планете повлияли на то, что живые существа развиваются на суше, в воде, в воздухе и даже под землей.

Луна является единственным спутником Земли. У нее нет атмосферы, а на ее поверхности много кратеров от многочисленных падений метеоритов.

Четвертая планета от Солнца — Марс

Особенность Марса — наличие на нем разряженной атмосферы. С 1960-х гг. началось активное изучение четвертой планеты от Солнца. Исследования дали результат: на некоторых участках была обнаружена вода. Это позволило ученым предположить, что на Марсе есть примитивные формы жизни или они были ранее.

Из-за яркого цвета планету можно увидеть невооруженным взглядом. Раз в 15 – 47 лет Марс затмевает своей яркостью большой Юпитер и Венеру. Свое название планета получила из-за красного оттенка поверхности. У Марса нет магнитного поля, которое его защищало бы, поэтому атмосфера улетучилась из-за солнечного ветра.

Марс

На планете постоянно бушуют пылевые бури и вихри. Марс относят к холодным планетам: в среднем днем температура не поднимается выше –5 ºС, а ночью опускается до –87 ºС. У Марса есть два спутника — Деймос и Фобос.

Ученые полагают, что данная планета перспективна для освоения, потому что погодные условия являются наиболее оптимальными для человека. В процессе терраформирования Марса перед учеными появляются такие проблемы:

  • низкое содержание кислорода;
  • высокий уровень радиации;
  • пылевые бури.

На Марсе находится вулкан Олимп — самая высокая гора в Солнечной системе. Его высота 27 км, что в три раза больше земного Эвереста.

Марс

– четвертая планета Солнечной системы, а назван он в честь древнеримского бога войны. Средняя температура составляет -60° C. В последние годы ученые смогли обнаружить на Марсе русла рек, что подтверждает существования воды на планете. Есть два спутника – Фобос и Деймос, имеющие малый размер и неправильную форму.

Пятая планета от Солнца — Юпитер

Юпитер относится к газовым гигантам и является самой большой планетой в составе Солнечной системы. Именно из-за своих размеров он получил название в честь древнеримского божества. Юпитер больше Земли в 318 раз. Его атмосфера состоит на 75% из водорода и на 24% из гелия. Ученые предполагают, что у планеты есть скалистое ядро, погруженное в жидкий металлический водород. Более точных данных нет, потому что на поверхность Юпитера невозможно посадить какое-либо оборудование.

Юпитер

На пятой планете от Солнца дуют ветры со скоростью 160 м/сек, а в верхнем слое атмосферы находятся аммиачные облака. В 1664 году было обнаружено Большое красное пятно, оказавшееся масштабным штормом. Позже ученые обнаружили молнии огромной мощности. Юпитер представляет собой миниатюрную Солнечную систему. Вокруг него кружатся 79 спутников, самые известные из которых:

  • Ио;
  • Ганимед;
  • Европа;
  • Каллисто.

Интересной особенностью является то, что в местах куда падают тени спутников Юпитера, температура заметно повышается, а не понижается. Эти данные удалось получить в 1960-х годах благодаря радиоизмерениям.

Юпитер

– крупнейшая планета Солнечной системы, его диаметр достигает 143 000 км. Как и все планеты гиганты, Юпитер состоит из газов, которые находятся в постоянном движении. Оборот вокруг своей оси он проходит очень быстро – примерно за 10 земных часов. Юпитер имеет примерно 79 спутников, самыми большими являются Ио, Ганимед и Европа.

Шестая планета от Солнца — Сатурн

Сатурн — вторая по величине планета Солнечной системы. Его отличительная особенность — необычное геометрическое сжатие радиуса. Интересный факт, что Сатурн — последняя из планет, которую древние ученые смогли увидеть без телескопа. Его атмосфера на 96% состоит из водорода и на 3% из гелия.

Сатурн

Шестая планета относится к газовым гигантам, поэтому ученые не могут подробнее ее изучить. Они предполагают, что у Сатурна имеется скалистое ядро, находящееся в жидком металлическом водороде. Из-за температуры ядра в 11700 ºС планета получает от него тепла больше, чем от Солнца. В верхних слоях атмосферы температура держится на уровне –180ºС.

На поверхности Сатурна дуют мощные ветра со скоростью 500 м/сек. В комбинации с теплом, исходящим из раскаленного ядра, они образуют желтые и золотистые полосы, которые видны в атмосфере.

 Кроме размеров, Сатурн известен своими ярко выраженными орбитальными кольцами. По данным на 2019 год обнаружено 82 спутника планеты, самый крупный из них — Титан. На его поверхности находятся реки и озера, только наполнены они метаном и этаном. Другой интересный для изучения спутник — Энцелад. На его поверхности ученые обнаружили гейзеры, которые на 93% состоят из воды.

Сатурн

– вторая по крупности и, наверное, самая красивая и уникальная планета Солнечной системы. Его масса равна 95 массам нашей планеты, а полный оборот вокруг Солнца Сатурн проходит примерно за 30 земных лет. Планете дали название в честь древнеримского бога земледелия. Сатурн имеет 82 спутника, самыми большими являются Титан и Энцелад.

Седьмая планета от Солнца — Уран

Уран был открыт в 1781 году. Он находится на большом удалении от Солнца, поэтому год на уране составляет 84 земных. Эта планета считается самой маленькой среди газовых гигантов. Астрономы были удивлены ее необычным наклоном в 97º: кажется, что планета вращается на боку.

Уран

Поверхность Урана окрашена в сине-зеленый цвет из-за влияния метана. Предполагают, что планета имеет скалистое ядро, окруженное мантией из водного, аммиачного и метанового льда. Седьмая планета известна тем, что не выделяет большого количества тепла, и температура его поверхности может опускаться до –224ºС. Уран считается самой холодной планетой в Солнечной системе.

Согласно последним данным у него 13 колец и 27 спутников. Самый крупный из них получил название Титания.

Уран

– это очень загадочная планета, была названа в честь древнегреческого бога неба. На нем очень красиво сочетаются синие и зеленые цвета. Из-за того, что ось Урана значительно наклонена, из-за чего с Земли невозможно полностью увидеть его полюса. Среди всех планет гигантов в Солнечной системе, Уран имеет наименьшую массу, хоть и по радиусу превышает Нептун. Насчитывается около 27 спутников, самыми известными считаются Титания и Оберон.

Восьмая планета от Солнца — Нептун

Нептун, названный в честь древнеримского бога морей и океанов, настолько далек от Солнца, что полный оборот вокруг него занимает 165 земных лет. Увидеть эту планету без телескопа невозможно из-за далекого расположения от Земли.

Нептун, как и Уран, относится к особой категории газовых гигантов — ледяных. В состав Нептуна входит значительное количество льда. На его полюсах более выражена штормовая активность, которая заметна в виде темных пятен. Скорость ветров достигает 600 м/сек, а температура опускается до –220ºC, что не намного больше, чем у Урана.

У Нептуна есть 5 колец и 14 спутников, самый крупный из которых Тритон. Он единственный из спутников обладает сферической формой.

Из-за удаленности от Солнца до поверхности Нептуна достигает всего 1% света, в сравнении с Землей.

Интересный факт: ученые предполагают, что на Уране и Нептуне могут идти дожди из алмазов.

Нептун

часто сравнивают с Ураном, потому что они похожи внешне, и они состоят из одинаковых атомов. На Нептуне проходит очень сильный ветер, который развивает скорость до 2000 км в час. Масса планеты составляет более 17 масс Земли. Нептун дальше всех планет Солнечной системы расположен от Солнца, из-за чего средняя температура составляет около -200° C.

Карликовые планеты

Данные небесные тела отличаются своими маленькими размерами и удаленностью от Солнца. Эта группа объектов остается менее изученной из-за их расположения. Но с развитием техники у ученых появляется больше данных, имеющих большое значение в изучении космоса.

Плутон

Это одна из самых маленьких планет Солнечной системы, получившая в 2006 году статус «карликовая». Продолжительность ее вращения вокруг главной звезды — 248 лет, а оборот вокруг своей оси — 6,5 суток. Плутон расположен в поясе Койпера.

Несмотря на свои миниатюрные размеры, у него есть 5 спутников, самый известный из которых Харон. По своим габаритам он почти не уступает Плутону, поэтому их еще называют «двойной» планетой.

Поверхность Плутона состоит из камня и льдов, а атмосфера содержит большое количество углеводородных примесей, придающих планете коричневатый оттенок.

Церера

Долгое время считалась самым крупным астероидом, позже ей присвоили статус карликовой планеты. Но в своей группе по габаритам она занимает последнее место. Была обнаружена первой среди всех карликовых планет, в 1801 году. Находится Церера между Марсом и Юпитером.

Церера

Поверхность Цереры состоит из пород глинистого происхождения и кусков льда. Под коркой находится толстый ледяной слой и маленькое ядро. Разряженная атмосфера представляет собой водяной пар. Естественных спутников у Цереры нет.

Макемаке

Третья по величине среди карликовых планет, расположенная в поясе Койпера. Ученые ее открыли почти в одно время с Эридой. В отличие от остальных космических объектов Солнечной системы, была названа в честь богини изобилия, которой поклоняются племена с острова Пасхи.

Макемаке

Как и другие карликовые планеты, Макемаке пока еще мало изучена. Астрономам еще не удалось определить ее точные размеры. Но известна продолжительность года, которая равняется 306 земным годам. Поверхность карликовой планеты состоит из метанового льда и углеводородных смесей. Постоянной атмосферы у этой планеты нет. У Макемаке есть едва видимый спутник.

Эрида

По размерам не намного больше Плутона, но именно из-за нее последний потерял свой статус планеты. Эрида находится в поясе Койпера. Продолжительность вращения вокруг Солнца — 561 земной год.

Эрида была открыта в 2005 году, и астрономы были уверены, что обнаружили десятую планету. Но позже они отнесли ее к карликовым небесным телам.

Эрида

Эрида состоит из льдов и углеродных примесей, при испарении они образуют временную газовую оболочку. Она удалена от Солнца на 10 млрд. км, поэтому температура на ее поверхности не поднимается выше –253ºС.

Хаумеа

Это карликовая планета с самым быстрым вращением: один оборот вокруг своей оси занимает всего 4 часа, а вокруг Солнца — 282 года. Другое отличие Хаумеа от небесных тел Солнечной системы — неправильная сплюснутая форма, напоминающая яйцо. Эта планета была открыта одновременно с Эридой в 2005 году.

Хаумеа

Хаумеа выделяется среди карликовых планет наличием колец и малых небесных тел, образовавшихся в результате столкновения с крупным астероидом. Находится в поясе Койпера, а на ее перемещение незначительно влияет гравитация Нептуна. По своему составу Хаумеа — ледяной объект с минеральными и углеводородными примесями. Атмосферы эта карликовая планета не имеет.

Еще не все планеты Солнечной системы подробно изучены из-за их особенностей и удаленности. Но с развитием технологий удается получать новые данные, из-за которых приходится пересматривать устоявшиеся концепции. Возможно, в будущем появятся исследовательские аппараты, которые смогут собрать больше сведений о Венере, газовых гигантах и карликовых планетах.

Особенности

Итак, что же нужно рассказать дошкольникам, какие начальные астрономические знания им важно передать?

  • Что такое Солнце, какова его роль, почему система носит название Солнечной?
  • Расположение планет.
  • Краткая информация о самих планетах. Так, дошкольник уже вполне в состоянии понять, почему Марс красный.
  • Сведения о том, как зародилась Вселенная.

Особо любознательным малышам также можно рассказать:

  • чем планеты отличаются от звезд;
  • что такое спутник (например, почему Луна называется спутником Земли);
  • какие существуют известные созвездия, как они выглядят на звездной карте и на небе.

Слушая объяснение мамы или папы, малыш не только узнает много нового об окружающем его мире. У него улучшится словарный запас, обогатившись специальной лексикой, кроме того, занятия астрономией помогут развивать мышление, воображение, память.

Дети в планетарии

Как начать знакомство?

Есть несколько вариантов проведения первого астрономического занятия.

  • Самый простой – это просмотр с дошкольником фильма с попутными комментариями родителя и ответом на возникающие у малыша вопросы. Фильмы ВВС довольно качественные, позволяют понять огромные размеры Вселенной, при этом познавательные, хотя порой содержат недоказанные гипотезы.
  • Второй вариант – самостоятельная работа. Мама или папа сами расскажут ребенку о галактике, о том, что наша галактика носит название Млечный путь, а Солнце – звезда, которой мы все обязаны своей жизнью, – на деле не так уж и велико.
  • Наконец, еще один способ – проведение игры. С интересным сценарием вы можете познакомиться здесь.

Можно и совместить способы, сначала поиграв с малышом, а потом – рассказав ему теорию.

Рисунок для детей - планеты солнечной системы

Внутренняя структура и атмосфера Солнца – для детей

Следует объяснить для самых маленьких, что у любого объекта можно выделить определенные зоны. Внутренняя часть представлена ядром, радиационным и конвективным уровнями. Картинка Солнца для детей предоставляет схему состава и строения звезды.Строение Солнца

1/4 дистанции от центра к верхней части достается ядру. При, казалось бы, небольшом объеме (всего 2% от солнечного), оно в 15 раз превышает свинцовую плотность и занимает практически половину всей звездной массы. От ядра и до поверхности (70%) расположена радиационная зона (32% объема и 48% массы). Здесь распадается свет из ядра, так что дети должны знать, что фотону могут понадобиться миллионы лет, чтобы выбраться из этого участка.

Далее к поверхности подбирается конвекционный слой (66% объема и 2% массы). Здесь можно разглядеть множество «конвекционных ячеек» с вращающимся внутри газом. Можно выделить два главных типа: грануляционные (ширина 1000 км) и супергрануляционные (30000 км в диаметре).

Ребенку будет интересно узнать, что в атмосферу входят фотосфера, хромосфера, переходный участок и корона. Кроме всего прочего, есть также и солнечные ветра, выдувающие газ из короны.

На наиболее низком слое расположилась фотосфера. Свет, излучаемый ею, мы воспринимаем как привычные солнечные лучи. При толщине в 500 км значительная порция света приходит из самой низкой части слоя. Здесь температура может варьироваться от 6125°C внизу до 4125 °C вверху.

После нее идет хромосфера. Она намного раскаленнее (19725°C) и полностью состоит из заостренных формирований, достигающих 1000 км в длину и 10000 км в высоту. Далее на несколько тысяч километров расположилась переходная полоса. Корона нагревает ее и также сбрасывает большую часть ультрафиолетовых лучей.

Выше размещена супергорячая корона, состоящая из петель и потоков ионизированного газа. Ее температура достигает от полмиллиона до 6 миллионов градусов (иногда и превышает эту отметку, доходя до нескольких десятков, если случается вспышка). На короне есть вещество, которое распространяется в форме солнечных ветров.

Появление и эволюция Солнца – для детей

Начать объяснение для детей можно с того, что наша звезда родилась 4.6 миллиарда лет назад. Согласно главной теории, вся система образовалась из огромнейшего газового и пыльного облака, которое не прекращало вращаться, – солнечная туманность. Внутренняя сила тяжести активировала процессы разрушения, ускоряя образование и вытягивая его в форме приплюснутого диска. Из-за этого больший объем частиц направился к центру и сформировал Солнце. Ниже астрономия для детей предлагает рисунок процесса развития звезды.

У звезды довольно большой объем топлива, который позволит ей нормально функционировать еще 5 миллиардов лет. Когда оно исчерпает себя, то Солнце запустит процесс разрушения. Звезда разрастется и превратится в красного гиганта. В последствии верхние слоя уничтожатся, а ядро взорвется, перейдя в категорию белых карликов. Спустя большой период времени оно потускнеет, остынет и станет белым карликом.

Химический состав Солнца – для детей

Как и прочие звезды, Солнце наполнено водородом и гелием. Но также начитывают еще 7 менее объемных компонентов. На один миллион атомов водорода выпадает: гелий (98000), кислород (850), углерод (360), неон (120), азот (110), магний (40), железо (35) и кремний (35). Несмотря на все эти цифры, дети должны знать, что водород легче всех, поэтому занимает лишь 72% солнечной массы, а вот гелию отведено 26%.

Магнитное поле

Родители могут объяснить детям, что магнитное поле Солнца в 2 раза превышает земное. Но интересно то, что оно действует неравномерно и в некоторых местах может быть активнее в 3000 раз. Подобные «шероховатости» постоянно развиваются, потому что вращение звезды намного быстрее в экваториальной части, чем в более высоких широтах. Поэтому выходит так, что скорость внутри выше чем снаружи. Именно из-за этого мы можем наблюдать солнечные пятна, вспышки и корональные выбросы массы. Самыми сильными будут вспышки, но выброс корональной массы, хоть и не так агрессивен, но задействует большое количество материала (за один раз может освободиться до 20 миллиардов тонн материи). Нижний рисунок для детей показывает влияние солнечного ветра и магнитного поля на Землю, а также их связь.

Солнечный ветер

Пятна и циклы Солнца – для детей

Дети могли заметить, что в некоторых участках Солнце кажется темнее, будто с дырами. Эти особенности называют пятнами. Они достигают формы круга и прохладнее общей поверхности. Появляются в тех регионах, где прорываются плотные сгустки магнитных силовых линий.

Общее число пятен нестабильно и зависит от магнитной активности. Обычно максимум достигает 250, но затем они исчезают до минимума. Подобный цикл занимает около 11 лет. В самом конце этого процесса магнитное поле стремительно изменяет полярность.

История исследований Солнца – для детей

Ребятам будет интересно узнать как можно больше информации про Солнце, потому что это единственная звезда Солнечной системы, от которой зависит жизнь на нашей планете. Поэтому изучение Солнца проводят до сих пор. Необходимо объяснить детям, что еще древние люди понимали, какую важную роль играют в нашем существовании Солнце и Луна. Из-за этого нашли множество наскальных рисунков, а также памятников, которые отображали движение небесных тел. Тогда многие свято верили, что именно Солнце вращается вокруг нас. В 150 г. до н. э. появилась даже геоцентрическая модель, созданная Птолемеем – ученым из Древней Греции. Но Николай Коперник рассмотрел эту теорию и в 1543 году предложил гелиоцентрическую модель (Солнце служило центральной точкой). И в 1610 году его мысли подтвердились, так как Галилео Галилей обнаружил спутники Юпитера, демонстрируя, что мы не являемся центром, так как не все вокруг оборачиваются вокруг нас.

Конечно, человечеству всегда хотелось узнать больше о работе главной звезды. Поэтому они начали использовать ракеты и телескопы с Земли. НАСА отправило 8 орбитальных обсерваторий, которые представляли собою Орбитальную солнечную обсерваторию (1962-1971 гг). Успеха добились 7 из них. Именно им удалось проанализировать звезду в ультрафиолетовых и рентгеновских длинах волн. Кроме того, были рассмотрены снимки супергорячей короны.

НАСА и Европейское космическое агентство решили объединиться и отправили аппарат Улисс в 1990 году, который должен был исследовать полярные районы. Интересно, что аппарату НАСА Genesis удалось добыть образцы солнечного ветра. Первые фото Солнца в 3D были получены в 2007 году от STEREO НАСА (изучение активности Солнца).

На этой серии снимков, сделанных космическим аппаратом SOHO, показана траектория движения кометы, обогнувшей Солнце

На этой серии снимков, сделанных космическим аппаратом SOHO, показана траектория движения кометы, обогнувшей Солнце

Если выбирать по важности, то сейчас первенство отведено Солнечной и гелиосферной обсерватории (SOHO). Ее специально создали, чтобы изучать солнечный ветер. Кроме того, в список интересующих вопросов входят внешние и внутренние слоя звезды. Обсерватории удалось найти корональные волны, измерить ускорение ветра, отобразить карту пятен на подповерхностном уровне, отыскать солнечные торнадо, более 1000 комет, а также улучшить умение прогнозировать погодные условия на Земле.

Следует также вспомнить, что Обсерватория солнечной динамики (SDO) НАСА получила сведения о неизвестном материале, вытекающем недалеко от солнечных пятен, а также разглядеть удивительные и масштабные поверхностные события. Кроме того, с ее помощью ученые смогли впервые измерить в высоком разрешении вспышки в широком диапазоне экстремальных длин волн ультрафиолетового излучения.

Помните, что рассказ о Солнце должен увлечь ребенка, поэтому воспользуйтесь фото и рисунками сайта, а также интересными фактами о звезде. Здесь вы сможете изучить всю Солнечную систему в увлекательной форме совершенно бесплатно.

Как выучить порядок?

Дошкольнику необходимо знать расположение планет от Солнца по порядку. Есть такая хитрость:

  1. У каждой планеты использовать первую букву: М – Меркурий, В – Венера.
  2. Далее придумать фразу, запоминающуюся фразу, слова в которой начинаются с первых букв названий планет.

Например: Мы Всех Зовем Мыть Юлу Средством Универсального Назначения.

Можно также просто сократить планеты до первых букв и разместить подсказку на картинке, которая будет у малыша перед глазами: МВЗМЮСУН.

Небесные тела

Простые запоминалочки

Иногда детям сложно запоминать названия предметов, с которыми они не встречаются часто в обычной жизни. Чтобы облегчить им запоминание, взрослые придумывают особые стишки, в которых первая буква слова совпадает с первой буквой названия предмета, который нужно запомнить. Такие стишки называются мнемонические.

Наверное, многие в детстве выучили названия и очередность цветов радуги по фразе «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан».

Для запоминания названий и порядка планет солнечной системы также придуманы детские стихи и смешные фразы. Можно выучить с ребенком стихотворение Аркадия Хайта:

  • По порядку все планеты назовет любой из нас: раз – Меркурий, два – Венера, три – Земля,

Четыре – Марс, пять – Юпитер, шесть – Сатурн, семь – Уран, за ним – Нептун.

Еще известная забавная мнемоническая фраза для школьников постарше:

  • Мы Все Знаем – Мама Юли Утром Села На Пилюли.

Или еще одно стихотворение:

  • На Луне жил звездочет,

Он планетам вел учет.

Меркурий – раз, Венера – два-с, Три – Земля, Четыре – Марс, Пять – Юпитер,

Шесть – Сатурн, Семь – Уран, Восемь – Нептун.

За время изготовления макета ребенок с удовольствием выучит названия планет с помощью веселых стихов.

Еще варианты макетов можно посмотреть на фото:

Макет солнечной системы своими руками из бумаги для детей

Макет солнечной системы своими руками из бумаги для детей

Макет солнечной системы своими руками из бумаги для детей

Макет солнечной системы своими руками из бумаги для детей

Формы занятий

Для дошкольников лучшим способом знакомства с миром астрологии является игра. Поэтому можно предложить сыграть в самодельную настольную игру, представляющую собой поле, на котором нарисованы планеты и клетки для перемещения фишек. Бросив кубик, игроки делают определенное количество ходов. Если попадают на остановку-планету, то должны что-то про нее рассказать. Побеждает тот, кто первым доберется до Солнца.

Еще варианты проведения занятий:

  • Родители предлагают ребенку модель Солнечной системы – несколько заранее подготовленных схематичных планет (можно нарисовать их на плотном картоне) и веревки-орбиты. Задача малыша – сложить модель.
  • При знакомстве со звездами можно предложить ребенку нарисовать знаменитые созвездия (сначала по образцу, затем – по памяти).
  • Ролевые игры. Если детей несколько, каждый из них примеряет на себя роль одной из планет по выбору (можно даже подготовить костюм для наибольшего интереса), после чего – рассказывает «о себе». Если малыш один, «планетами» становятся игрушки.
  • Придумать сказку. Ребенок вместе с мамой сочиняет увлекательную сказку про небесные тела или историю Вселенной. Выдуманные события переплетаются с научными фактами, создавая уникальный текст.

Изучение астрономии с дошкольником, знакомство с планетами Солнечной системы – важнейший этап развития кругозора и познавательного интереса ребенка. От родителей требуется рассказать о космосе кратко, но грамотно и интересно, чтобы кроха захотел узнать побольше.

Вопросы квиза (версия для печати)

1) С какой скоростью вращается Земля

  • 365 км/ч
  • 108 000 км/ч
  • 1 км/ч

2) Земля единственная планета Солнечной системы

  • да
  • нет

3) Сколько всего планет вращаются вокруг Солнца?

  • 8
  • 10
  • 71

4) В честь какого бога назван Меркурий?

  • воды
  • торговли
  • любви

5) Заполните пропуски: Как называется первая планета? ________________________

6) В честь какой римской богини названа Венера?

  • любви и красоты
  • славы и богатства
  • здоровья и счастья

7) какие особенности Венеры

Ответьте на вопрос, используя свои собственные слова

8) Заполните пропуски: Как по-другому называют Землю и почему? ________________________

9) В честь какого бога назван Марс?

  • войны
  • охоты
  • мира

10) Заполните пропуски: Как называется самая большая планета? ________________________

11) В честь какого бога назван Сатурн?

  • света
  • пространства
  • времени

12) Из чего состоят знаменитые кольца Сатурна?

  • льда и газа
  • газа и пыли
  • льда и пыли

13) Уран – бог неба

  • греческой мифологии
  • римской мифологии

14) Бог Нептун покровитель…

  • моря
  • земли
  • воздуха
  • огня

Как представить планеты?

Астрономия – наука серьезная, интересна она не каждому, поскольку состав планет, свойства красных карликов и черных дыр увлекательны порой только благодаря научной фантастике. И поэтому родителям придется нелегко. С одной стороны, нужно предоставить правдивую информацию, для чего следует быть подкованным самому. С другой – не быть излишне серьезным и скучным, иначе ребенок очень быстро утратит интерес.

Есть несколько хитростей, которые позволят найти «золотую середину»:

  • Составить презентацию, на которой присутствует текст и фото. Это поможет не упустить важного и не перегрузить ребенка лишним.
  • Использовать картинки, плакаты, карточки – всевозможные наглядные пособия. Это позволит малышу наглядно представлять непростые реалии. Действительно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
  • Вместе с ребенком можно создать модель галактики.

Это может быть рисунок. Например, мама рисует в центре листа Солнце и параллельно с этим рассказывает, что эта звезда – источник тепла и света, вокруг нее вращаются все планеты нашей галактики. Желательно пояснить ребенку, что Солнце – это не желтый круг с лучиками, как его обычно изображают младшие дошкольники, а небесное тело, состоящее из двух газов – гелия и водорода. Ребенку интересно будет узнать, что человечество еще очень мало изучило это важнейшее для нас светило, поскольку из-за высокой температуры подлететь к Солнцу невозможно.

Аналогичным образом рисуется Меркурий, который гораздо меньше главной звезды. Для наглядности стоит изобразить и орбиту, по которой планета вращается вокруг Солнца. Затем на лист наносятся и другие небесные тела.

Если нет желания рисовать – планетарную модель можно слепить из пластилина, выложить из цветных элементов мозаики, сшить. Главное – чтобы ребенку было интересно, чтобы он задавал вопросы, стремился узнать больше.

Может возникнуть ситуация, когда мама или папа не знают, что ответить на «каверзный» вопрос малыша. В этом случае нужно взять паузу, сообщить, что на эту тему «мы непременно поговорим завтра». Подготовившись, следует ответить. Нельзя забывать детские вопросы или радоваться тому, что ребенок не переспрашивает и, видимо, сам забыл. Такой подход уничтожает здоровое любопытство и желание познавать мир.

Соотношение размеров планет

Интересные факты о небесных телах

За годы изучения Солнечной системы учеными было собрано немало интересных фактов о небесных телах. Рассмотрим те из них, которые зависят от химических и физических характеристик:

  • Самым большим небесным телом по массе и диаметру является Солнце, на втором месте Юпитер, а на третьем — Сатурн.
  • Наибольшая гравитация присуща Солнцу, второе место занимает — Юпитер, а третье — Нептун.
  • Гравитация Юпитера способствует активному притяжению космического мусора. Ее уровень настолько велик, что планета способна вытягивать мусор с орбиты Земли.
  • Самым жарким небесным телом Солнечной системы является именно Солнце — это ни для кого не секрет. А вот следующий показатель в 480 градусов Цельсия зафиксирован на Венере — второй по удаленности от центра планете. Было бы логичным предположить, что второе место должно быть у Меркурия, орбита которого проходит ближе к Солнцу, но на самом деле показатель температуры там более низкий — 430°С. Это связано с наличием у Венеры и отсутствием у Меркурия атмосферы, которая способна удерживать тепло.
  • Самой холодной планетой считается Уран.
  • На вопрос, плотность какого небесного тела наибольшая в рамках Солнечной системы, ответ прост — плотность Земли. На втором месте находится Меркурий, а на третьем — Венера.
  • Траектория орбиты Меркурия обеспечивает длительность дня на планете, равную 58 земным суткам. Длительность одного дня на Венере равна 243 земным суткам, при этом год длится всего 225.

Смотрите видео о небесных телах Солнечной системы:

Интересные факты о планетах Солнечной системы

По сравнению с Юпитером Меркурий кажется точкой в небе. Вот такие на самом деле пропорции в Солнечной системе:

Про планеты солнечной системы для детей

Венеру часто называют Утренней и Вечерней звездой, так как она первая из звезд видна на небосклоне с началом заката и последней исчезает из видимости с рассветом.

Интересным фактом про Марс является то обстоятельство, что на нем был найдет метан. В связи с разреженной атмосферой он постоянно испаряется, а это означает, что на планете находится постоянный источник этого газа. Таким источником могут быть живые организмы внутри планеты.

На Юпитере нет смены времен года.  Самой большой загадкой является так называемое «Большое красное пятно». Его происхождение на поверхности планеты до сих пор до конца не выяснено Ученые предполагают, что оно образовано огромным ураганом, который вращается с очень большой скоростью уже несколько столетий.

Интересным является тот факт, что Уран, как и многие планеты Солнечной системы, имеет свою систему колец. Из-за того, что частицы, входящие в их состав, плохо отражают свет, кольца не удалось обнаружить сразу после открытия планеты.

Нептун отличается насыщенным синим цветом, поэтому его назвали в честь древнеримского бога — хозяина морей. Из-за дальнего расположения эта планета была открыта одной из последних. При этом, ее расположение было вычислена математически, а по прошествии времени ее смогли увидеть, и именно в рассчитанном месте.

Свет от Солнца до поверхности нашей планеты доходит за 8 минут.

Солнечная система, несмотря на ее длительное и тщательное изучение, таит в себе еще множество загадок и тайн, раскрыть которые еще только предстоит. Одной из самых завораживающих гипотез является предположение о присутствии жизни на других планетах, поиски которой активно продолжаются.

Вместо заключения

Если  ребенок живо заинтересовался вашим рассказом и астрономией в целом, то удачным продолжением может стать рассказ о звездах и созвездиях, кометах, астероидах, спутниках и галактиках. С особым интересом дети слушают про полярную звезду и другие известные созвездия. Теперь вы знаете, что рассказать детям о планетах.

Предложите им закрепить теорию просмотром мультфильма о планетах Солнечной системы:

Источники
  • https://www.yaklass.ru/p/okruzhayushchij-mir/4-klass/izuchenie-chelovekom-okruzhaiushchego-mira-728421/izuchaem-solnechnuiu-sistemu-782602/re-9086d5ff-bc60-434f-9d07-aa277763e954
  • https://wiki2.org/ru/%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B5%D1%87%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0
  • https://doklad-i-referat.ru/soobshchenie/astronomiya/solnechnaya-sistema-2-4-5-klass
  • https://mirax.space/solnechnaya-sistema/vsyo-o-planetah
  • https://Spadilo.ru/doklad-solnechnaya-sistema/
  • https://Razvivashka.online/poznavatelnoe/planety-solnechnoy-sistemy
  • https://v-kosmose.com/solntse-dlya-detey/
  • https://dekormyhome.ru/rukodelie/maket-solnechnoi-sistemy-svoimi-rykami-iz-bymagi-dlia-detei.html
  • https://uroki4you.ru/videourok-vselennaya-i-solnechnaya-sistema-4-klass.html
  • https://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-po-okruzhaiushchemu-miru-na-temu-so.html
  • https://www.maam.ru/detskijsad/urok-okruzhayuschego-mira-v-4-klase-tema-planety-solnechnoi-sistemy.html
  • https://ru.islcollective.com/video-lessons/planety-solnechnoj-sistemy-dlya-detej
  • https://Elleonora.ru/khobbi-i-dosug/svoimi-rukami/24695-maket-solnechnoy-sistemy-svoimi-rukami
  • https://natrukodel.ru/podelki/maket-solnechnoy-sistemyi
  • https://svoimirukami.guru/maket-solnechnoj-sistemy/
  • https://gidrukodeliya.ru/podelka-planeta
  • https://vplate.ru/podelki/solnechnaya-sistema/
  • https://tutknow.ru/astronomy/5669-harakteristika-nebesnyh-tel-solnechnoy-sistemy.html
  • https://7gy.ru/shkola/okruzhajuschii-mir/930-pro-planety-solnechnoj-sistemy-dlya-detej.html
  • https://fishki.net/3417973-master-klass-po-sozdaniju-planet-solnechnoj-sistemy.html
  • https://tsvetyzhizni.ru/podgotovka-k-shkole/interesnye-fakty-o-planetax-solnechnoj-sistemy.html

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Развитие детей дошкольного возраста