Образование

Логоритмика. Логоритмические занятия. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам

Что это

Изучением положительного воздействия на речь ритмических движений совместно с произношением слов, правильным дыханием в России занимались Волкова Г.А, Шашкина Г.Р., Екатерина Железнова. С их точки зрения, логоритмика – это комплексная система двигательных упражнений, направленная на устранение аномалий речи у дошкольников, развитие моторики.

По-другому определяли, что такое логоритмика, В.А.Гиляровские, Н.А.Власова. В середине 20 века они занимались изучением причин и методов коррекции логоневрозов. Основное внимание уделяли слову как способу решения речевых нарушений. Ритму и движению отводили второстепенную роль. Но отмечали полезность логопедической ритмики для интеллектуального, эстетического развития.

Другими словами, логоритмики – это занятие, которое включает в себя маршировку под ритмичную музыку, ходьба под счет, бег. Одновременно с физической нагрузкой ставится задача контролировать дыхание, проговаривать фразы, петь в определенной интонации, громко или тихо и т.д. Занятия проходят в занимательной форме, в группе или индивидуально.

Цели и задачи

Основная цель логопедической ритмики для дошкольников – это коррекция и профилактика речевых нарушений путем совершенствования двигательных навыков. Логоритмика имеет и другие сопутствующие цели – это оздоровление, физическое, духовное воспитание.

Занятие с элементами логоритмики ставит перед педагогом следующие задачи:

  • Развитие дыхания
  • Коррекция речевых нарушений
  • Обучение контролю за движениями, речью, работой органов артикуляции, дыхания
  • Совершенствование координации
  • Развитие всех видов памяти, внимания, ориентирования в пространстве
  • Воспитание чувства ритма
  • Закрепление пространственных понятий
  • Приобщение к духовным ценностям (музыке)
  • Обучение пению, произношению скороговорок
  • Расширение кругозора
  • Увеличение словарного запаса

Двигательные упражнения

Логоритмические занятия в первую очередь будут полезны детям, у которых:

  • заикание или наследственная предрасположенностью к нему;
  • чересчур быстрый или медленный темп речи, а так же речь прерывиста;
  • недостаточно развита моторика и координация движений;
  • дизартрия, задержка развития речи, нарушения произношения отдельных звуков;
  • речевой негативизм;
  • из-за частых болезней сильно ослаблен мышечный тонус.

Полезными занятия логоритмикой будут и детям, которые находятся в периоде интенсивного формирования речи. Это возраст от 2,5 до 4 лет.

Как часто необходимо заниматься?

Занятия логоритмикой рекомендуется посещать два раза в неделю. Детям, которые заикаются, необходимо заниматься 3-4 раза в неделю. Быстрого эффекта ожидать не стоит. Говорить о результатах можно будет как минимум через полгода (а то и год).

Коррекция речевых нарушений

Коррекция речи с помощью логопедической ритмики подразумевает решение следующих задач:

  1. Развитие речевых процессов, их коррекция
  2. Создание мотивации к речевой деятельности
  3. Стимуляция фонематической активности
  4. Активизация словаря
  5. Развитие орального праксиса
  6. Развитие фонематического слуха
  7. Развитие памяти зрительной, слуховой
  8. Обучение правилам дыхания во время фонации и без нее.

Формы занятий

Как отмечалось выше, логоритмика может быть цельным занятием, а может быть элементом других образовательных курсов. Так, логоритмические упражнения используются во время занятий по:

  • физкультуре;
  • музыке;
  • развитию речи.

Элементы логопедической ритмики эффективно применяются педагогами ДОУ и на прогулках.

Педагог в костюме клоуна играет с детьми в автобусБольшая часть упражнений по логоритмике носит игровой характер

Виды словесных приёмов

В работе с дошкольниками без звучащей речи не обойтись. Тем более если речь идёт о занятиях логопедической ритмикой, где у слова особенная, терапевтическая, роль. Поэтому коррекция речевых функций предполагает использование четырёх видов словесных приёмов.

Объяснение

Все задания, в том числе и игрового характера, требуют детального и подробного объяснения. При этом важно помнить, что, подражая речевому образцу педагога, малыши постепенно вырабатывают для себя языковую модель. В связи с этим, чтобы усвоить нормы и правила грамматического строя, в младших группах рекомендуется объяснение формулировать одним и тем же набором речевых средств. А старшие дошкольники, наоборот, должны получать представления о многообразии языковых возможностей, поэтому педагогу необходимо следить за богатством своей речи, насыщая её синонимами, сложными синтаксическими конструкциями, языковыми клише.

Трое детей вытянули губы трубочкойДаже для самых маленьких ребят важно не только увидеть образец выполнения упражнения, но и услышать словесное описание порядка его выполнения

Загадки

Это один из самых актуальных мотивационных приёмов в работе с детьми. Загадки позволяют, с одной стороны, привлечь внимание ребят, а с другой — настроить их на выполнение упражнений, актуализировать знания по теме.

В своей практике в работе с ребятами второй младшей группы перед выполнением упражнения на развитие дыхательного аппарата «Пожар» я предлагаю воспитанникам такой набор загадок с договорками:

  • Если в доме вдруг случится —
    Из окошек дым клубится,
    И огонь, и пышет жар —
    Это значит там … (Пожар).
  • Победит огонь коварный
    Тот, кого зовут … (Пожарный).
  • Выпал на пол уголёк,
    Деревянный пол зажёг.
    Не смотри, не жди, не стой.
    А скорей залей … (Водой).

Это интересно. Для младшего дошкольного возраста загадки лучше подбирать с договорками. Малышам будет проще понять, о чём идёт речь, опираясь не только на содержание, но и на рифму.

Дети сжимают щёки ладошкамиЗагадки помогают привлечь внимание детей, включают их в работу

Стихотворения

Большинство логоритмических упражнений построено на рифмовках, поэтому использовать стихотворения, которые по праву считаются одним из самых эффективных мотивационных приёмов, следует с оглядкой. Если задание имеет рифмованную основу, то перенасыщать работу одной и той же формой не стоит. А вот переход к упражнениям на регуляцию тонуса мышц, заданиям с танцевальными элементами и т. д. можно сделать стихотворным.

К примеру, в работе с детьми подготовительной группы перед выполнением упражнения «Балет» я использую такое стихотворение:

Я на пальчики встаю
Ловко и умело.
И над сценою парю,
Словно лебедь белый.
Озорнее ветерка,
Как пушиночка, легка
В пышной пачке синьорина —
Танцовщица балерина.

После чтения стихотворения мы с детьми беседуем о его содержании. Разговор выстраивается на основе вопросов к тексту:

  • Как называется танцовщица балета?
  • В чём особенность движений балерины?
  • Вы бывали на балетных спектаклях? Чем они запомнились?

Дети выполняют упражнение по логоритмике, сложив ладошки вместеСловесное сопровождение упражнений по логоритмике обычно имеет стихотворную форму

С какого возраста рекомендуется начинать занятия?

Каждый родитель может заниматься логоритмикой со своим ребенком самостоятельно — начиная с 3-месячного возраста малыша. Только такие занятия будут носить пассивный характер. Читайте малышу стишки или потешки. Во время чтения отхлопывайте ритм ладонями. Когда ребенок станет постарше, помогайте ему ритмично хлопать ладошками или отстукивать ритм кулачками по столу, поднимать и опускать руки, когда малыш услышит необходимые слова.

В возрасте от 2,5 лет рекомендуется продолжить логоритмические занятия в группах, потому что в родных стенах малыш может запросто отказаться выполнять задания. Большинство детей не воспринимает маму как «учителя»! В группе ситуация заметно меняется.

Во-первых, есть авторитет взрослого, который не поддается на детские манипуляции.

Во-вторых, в коллективе сверстников весело и интересно. Именно в этом возрасте детям необходимо совершенствовать свои двигательные навыки, учиться говорить и общаться. Поэтому данным навыкам обучают детей на уроках логоритмики в возрасте от 2,5 до 4 лет.

Но если у малыша есть нарушения двигательной сферы или задержка в развитии, в этом случае рекомендуется индивидуальные занятия.

Подводя итоги всего выше сказанного, можно утверждать, что музыка и движения являются средствами, которые благотворно влияют на здоровье детей. Музыкально-ритмические движения выполняют расслабляющую функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление.

Комплексы для детей 2-3 лет

Логоритмика для малышей предполагает создание специальных комплексов упражнений и занимательных занятий. Игры, упражнения выполняются по методу подражания.

Животные

  • Помогает познакомиться с миром животных, насекомых, птиц. Занятия представляют собой чтение стихов, подражающие движения ходьбы, звуков животных.
  • Малыши могут ходить как мишка, махать крыльями как лебедь, воробей, шагать как утка и т.д.
  • Обязательным является звукоподражание. Педагог спрашивает: “Как кричит гусь, когда летит?” Воспитанники должны махать ручками и отвечать: “ГА-ГА!”
  • В помощь логопеду, воспитателю родителям используются картинки животных, птиц.
  • Можно использовать историю с медведем и шишкой:

Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает и в карман кладет…

Дети вместе с педагогом шагают, ревут как медведь, собирают шишки.

Логоритмические игры для детей 3-4 лет

В этом возрасте важно научить ребенка составлять смысловые предложения, закреплять ориентировку в пространстве, чувствовать свое тело и управлять им. Таким образом, проводя логоритмические игры, нужно обращать внимание на развитие общей моторики и чувства ритма. Подойдут музыкальные игры, упражнения с хлопками и совмещение с артикуляционной гимнастикой.

Упражнение

Ветер дует громко в уши, (губы трубочкой, тянут звук «уууу»)

Облака плывут над сушей. (машут руками над головой, тянут звук «оооо»)

Пошел дождь и даже гномики (стучат по ладошке пальцем)

Быстро спрятались все в домики (руки «домиком» над головой, приседают) (М.А. Мордвин)

В этих упражнениях дети учатся подражанию, копированию. Не стоит заставлять учить текст гимнастики наизусть. Достаточно просто повторять его ежедневно. В 3-4 года у ребенка преобладает эмоциональная память, поэтому игры должны носить добровольный характер, вызывать положительные эмоции. Восприятие ребенка переходит от деятельности с предметом к предмету-заменителю, поэтому важно использовать в занятиях такие заменители, предварительно объясняя, что они значат (пример: синие круги — облака, желтые — цыплята).

Логоритмические игры для детей 4-5 лет

К 4-5 годам приходит окончательное становление речи. Важно уделять большое внимание произношению звуков и закреплению артикуляции звуков. Поэтому логопедические упражнения в этом возрасте занимают особое место.

Бежит лошадка цок-цок-цок, (цокающие движения языком от неба)

Щебечет птичка в поле. (то же цоканье но от зубов)

На бережке сидит дружок (улыбка, зубы разжаты)

И ловит рыбку в море (смыкают и расправляют губы)

Продолжается развитие дыхания. Речевое дыхание стоит отграничивать от общего. Можно выполнять упражнения на чередование короткого и глубокого дыхания:

Кукла Маша хочет спать. (вдох носом, на выдохе протяжный звук «аааа»)

Споем ей песенку. (вдох носом, на одном выдохе троекратное повторение слога «ла-ла-ла»)

Кукла Маша уснула. (сопят носом)

Подходящим временем для таких упражнений будет гимнастика после сон часа. Совместно с общей моторикой активно развивается мелкая. В логоритмические игры и упражнения стоит добавлять актерское мастерство, учить детей вживаться в роль и оперировать различными фразами:

— Я веселый петушок (вдох, на выдохе «ко-ко-ко»)

У меня есть гребешок. (потрясти головой)

— Я насупленный индюк (вдох, на выдохе «па-па-па»)

Зернышки ищу тюк-тюк (наклон головой как будто клюет зерна)

— Я лошадка озорная (цоканье языком от неба)

Хвост и грива золотая (потрясти головой)

Экспрессивность движений должна соответствовать эмоциональному состоянию героя. Дети учатся управлять своими эмоциями и правильно их выражать. Можно менять по ходу игры слова упражнения. Позвольте детям самим это делать, не мешайте их воображению. Когда дети выучат слова, поочередно давайте проводить упражнения каждому из них.

Игра

Хорошей будет игра на угадывание одногруппников. Она развивает тактильные ощущения, общую моторику и ритмику: дети встают в круг, а один ребенок в центр. Ему завязывают глаза. Дети начинают ходить по кругу. Воспитатель говорит «стоп» и дети останавливаются. Ребенок, который в центре круга, подходит к одному из детей на внешнем круге и угадывает, кто это.

Комплекс для детей 5-6 лет

  • Двигательные упражнения
    Лучше, если дети будут сами придумывать движения под стихотворение, которое читает педагог:

Мы пойдем сегодня в лес (дети шагают),
Кто на дерево залез? (поднимают головы вверх)
Ку-ку? Ку-ку? (прикладывают руки к губам, повторяют слова)
Все равно тебя найду

  • Физическая разминка

Физкультура под музыку. Используются стихотворная форма команд, Дети постепенно заучивают ее наизусть, проговаривают сами.

Мышка быстренько бежала (двигаемся друг за другом, медленно),
Мышка хвостиком виляла (повторяем движения животного),
И яичко уронила (наклоны вниз – подъем вверх),
Посмотрите, ах, разбила (качаем головой, прикладываем ладони к щекам).

Логоритмика в ДОУ используется на любом занятия: физкультуре, логопедическом, музыкальном. Педагогам стоит обращать внимание на проговаривание вспомогательных стихов, слов детьми, на правильность дыхания малышей во время нагрузок.

Таблица: картотека разных видов упражнений по логоритмике

Вид упражнения Особенности проведения Цели Пример (возрастная группа)
Ходьба Является вводным заданием на каждом занятии. Усложняется от раза к разу: маршировка по кругу по одному, в парах, тройках, с обхождением препятствий, навстречу друг другу и т. д.
  • Формировать навык ориентирования в пространстве;
  • развивать осанку, пластичность, выразительность движений.
Ходьба приставными шагами по канату, разложенному на полу, под марш, то есть музыкальное произведение в размере 4/4. (Старшая группа).
Задания на регуляцию тонуса мышц Проводится после ходьбы.
  • Помочь научиться управлять своими движениями, соотносить силу мышечного напряжения с музыкальными понятиями «тихо», «громко»;
  • воспитывать навык самоконтроля мышечного тонуса.
Под громкое музыкальное сопровождение в размере ¾ дети идут с подскоками по кругу, под тихое — шаг сопровождается махами руками вверх и вниз. (Средняя группа).
Задания на развитие дыхательного аппарата Стимулируют не только работу дыхательной системы, но и сердечно-сосудистую деятельность.
  • Помочь детям выработать правильное диафрагмальное дыхание;
  • тренировать силу, продолжительность и постепенность вдоха и выдоха.
«Пожар».

  1. Ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперёд.
  2. На шумный вдох руками обнимают грудную клетку.
  3. На выдох возвращают руки в начальное положение.

(Младшая, средняя, старшая группы).

Задания на развитие голоса Работа начинается с произнесения гласных и согласных звуков на выдохе. Развивать силу, высоту и выразительность голоса. Дети, сидя на стульях, пропевают гласные а, у, э, и, о и слоги ма, мэ, ми, мо, му под сопровождение гаммы в разной тональности. (Средняя группа).
Задания на артикуляцию и дикцию Начинаются упражнения с имитации артикуляции гласных без голосового сопровождения. Затем подключается голос. Такая же работа проводится над согласными.
  • Работать над внятностью и чёткостью речи;
  • тренировать артикуляционную моторику.
«Пловцы».

  1. Дети стоят в кругу.
  2. Разводят руки в стороны вперёд, произнося звук «э».

(Младшая группа).

Задания на координацию движений и речи Ритм стихотворения должен совпадать с движениями рук и ног. Рифмовка подбирается сюжетная, с главным персонажем.
  • Приводить в норму ритм и темп речи;
  • расширять пассивный и активный словарь;
  • автоматизировать произношение звуков.
  • Мы — снежинки, мы — пушинки, (Ноги на ширине плеч, руки на поясе, наклон головы вправо и влево)
    Покружиться мы не прочь. (Поворот на 360 градусов)
    Мы — снежинки-балеринки, (Наклоны туловища вправо и влево)
    Мы танцуем день и ночь. (Приставной шаг вправо и влево)
    Мы деревья побелили, (Подъём на носочки с подниманием рук, возврат в исходную позу)
    Землю бархатом укрыли (Приседание с разведением рук)
    И от стужи сберегли (Возврат в исходную позу с разведением рук в стороны и вниз).

(Младшая и средняя группы).

Задания на речевое внимание Слово — сигнал к действию.
  • Развивать навык действовать по инструкции;
  • добиваться быстрого выполнения движений.
«Жуки и шмели».
Одна команда — жуки, другая — шмели.

  1. По команде «Жуки летают, шмели шумят» первая группа двигается по площадке, вторая произносит протяжный звук «ш».
  2. По сигналу «Шмели летают, жуки жужжат» первые летают, а вторые произносят протяжный звук «ж».

(Младшая группа).

Пение При выборе материала учитываются возрастные возможности детей (к примеру, в старшей группе певческий диапазон находится в интервале от «ре» до «си» первой октавы).
  • Тренировать последовательность мелодии и речи;
  • отрабатывать дикцию, глубину и темп дыхания;
  • воспитывать вокальные навыки.
Задания на тренировку мелкой моторики (пальчиковые игры) Движения пальчиков координируются текстом рифмовки.
  • Тренировать движения пальцев рук, их координацию;
  • развивать артикуляционную моторику.
«Зайчики и белочки».

  • Зайчики и белочки вышли погулять, (Кисти в кулачок — поочерёдное разгибание и сгибание пальцев — по 2 раза)
    На полянке солнечной в салочки играть. (Круговые движения кистями, поочерёдное поглаживание кистей)
    Выходи скорей в кружок. (3 хлопка и кисти в форме шара)
    Здравствуй, здравствуй, мой дружок! (Пальцы правой руки поочерёдно встречаются с пальцами левой руки).

(Младшая, средняя группы).

Задания на формирование чувства темпа В младшем дошкольном возрасте освоение темпа идёт на простых движениях (хлопки, взмахи руками), в среднем и старшем дошкольном возрасте добавляются ходьба и бег. Отрабатывать темп движений при выполнении упражнений в группе. «Лягушки и цапли».
Под медленную мелодию малыши двигаются по кругу на корточках, под быструю — бегут и машут руками.
(Младшая группа).
Движения с предметами Разучивание движений происходит под текст рифмовки в медленном темпе с его постепенным увеличением.
  • Развивать координацию динамических и статических движений;
  • тренировать пластичность.
«Я на солнышке лежу» (с лентами).

  • Я на солнышке лежу, (Ноги на ширине плеч, ленты в опущенных руках, поочерёдное поднимание и опускание рук),
    Я на солнышко гляжу. (Наклоны в стороны, руки над головой)
    Всё лежу и лежу (2 наклона вниз с вытянутыми руками)
    И на солнышко гляжу. (Подпрыгивание на месте с разворотом на 360 градусов, руки над головой).

(Старшая, подготовительная группы).

Задания с танцевальными элементами Движения подбираются из классического танца (позы рук, ног) и из народного (верёвочка, тройной притоп и др.).
  • Развивать общую моторику;
  • тренировать координацию движений;
  • воспитывать чувство ритма.
«Балет».

  1. Малыши выстраиваются парами по кругу.
  2. Поднимают и опускают правую руку, глазами внимательно следя за её движениями.
  3. Повторяют 2 раза.
  4. Левую руку ставят на пояс и одноимённую ногу отставляют в сторону.
  5. Повторяют 2 раза.
  6. Делают 4 шага, заведя одну руку за спину.
  7. С правой ноги начинают кружиться в парах.

(Подготовительная группа).

Речевые задания Могут быть с музыкальным сопровождением, и тогда ритм произнесения строки должен соответствовать музыкальному ритму.
  • Тренировать память;
  • развивать интонационную выразительность речи;
  • работать над чётким проговариванием звуков.
  • Для средней группы — стихотворение «Мяч» С. Маршака (для музыкального сопровождения можно брать мелодии быстрого темпа в размере 2/4).
  • Для старшей и подготовительной — стихотворение «Барабан» А.Барто под Марш Е. Тиличеевой.

Это интересно. Завершать комплекс логоритмических упражнений следует ходьбой в спокойном темпе, дыхательными упражнениями или простыми общеразвивающими упражнениями.

Педагог и дети выполняют упражнение с поднятыми вверх ладошкамиВидовое разнообразие упражнений по логоритмике позволяет комплексно подойти к решению проблем, связанных с речью

Логоритмические игры для детей с заиканием

В логоритмические упражнения для детей с заиканием входят комплексы, укрепляющие мышечный тонус, артикуляцию, диафрагмальное дыхание. Все упражнения должны согласовываться с логопедом. Дети с нарушениями речи требуют особого подхода, не могут освоить музыкальные упражнения в полном объеме, требуется многократное повторение стишков, песен. Обязательно проговаривать каждый звук:

В руках у детей кукла. Четко проговаривают звуки с соотнесением действия в стихах на куклу:

Маша мыла мылом Милу.

Упражнение:

Мы поставили замок: (улыбка, смыкают зубы)

Язычок пройти не смог. (язык упирается в зубы)

Главной задачей таких игр для детей с заиканием является развитие темпа речи, ритма движений, плавности голоса и координации в статическом и динамическом положении. Помимо логопедической части занятия носят социально-адаптивный характер. Они учат поведению в коллективе, Развивают эмоционально-волевую сферу. Сюда включаются занятия с переходом от медленного шага к бегу:

Рано утром ходят в гости —

Только лучшие друзья. (обнимаются с рядом стоящим одногруппником)

Черепаха с толстой тростью

В путь отправилась не зря. (медленно поднимают ноги, имитируют шаг)

Всех созвал зверей бельчонок,

Приглашения раздал. (поклоны в разные стороны)

Мышка, мишка и крольчонок (мышка — идут на цыпочках, мишка — косолапят, крольчонок — прыгают)

Нарядились, как на бал. (делают руками колокольчик)

Со всех ног бежит лисица — (имитируют бег)

Ведь опаздывать нельзя. (грозят поочередно указательными пальцами)

Чтобы в танце покружиться

Плавно по полу скользя. (кружатся)

(М. А. Мордвин)

От плавных движений рук к быстрым:

Наклоняют еле-еле

Прям к земле макушки ели. ( медленные покачивания руками вверх-вниз с наклоном вперед)

В небесах порхает птичка,

Как над глазиком ресничка ( встают на цыпочки, быстрые взмахи руками)

(М. А. Мордвин)

Упражнения желательно выполнять с музыкальным педагогом под живую музыку, не искаженную записью. Актерские игры выполняются совместно с педагогом. Сначала выполняются коллективные постановки или постановки без слов детей, затем каждому ребенку предлагается выучить свои слова и обыграть небольшую историю. Слова должны быть подобраны строго с особенностями каждого ребенка и иметь нагрузку именно на те части произношений, которые требуют усиленного внимания. Так, коллективное занятие превращается в индивидуальное.

Совместно с упражнениями, требующими повышенной нагрузки, выполняются расслабляющие упражнения. Такие игры и занятия должны чередоваться. Расслабляющее упражнение должно быть пропорционально равным нагрузке, полученной детьми в прошлой игре.

Логоритмические игры и упражнения для детей с ОНР

При ОНР нарушается фонетическая, лексическая и грамматическая сторона речи. Дети с таким нарушением быстрее устают, сложнее усваивают материал, но без нарушения интеллектуальной сферы деятельности. Их эмоциональная сфера подавлена. Занятия логоритмикой направлены на преодоление психологического барьера, социальную адаптацию, и, главное, на исправление речи. Для того, чтобы дети не уставали, занятия проводятся короткие, с быстрой сменой деятельности, но большей эмоциональной нагрузкой:

Вышли мыши как-то раз (идут на цыпочках, руки согнуты в кистях у груди)

Поглядеть который час. (прикладывают руку ко лбу, как-будто вглядываются вдаль)

Вдруг раздался страшный гром, (хлопок в ладоши)

Разбежались мыши вон! (разбегаются в стороны)

Материал повторяется в несколько раз больше, чем при работе с обычными детьми. Большая часть игр направлена на пропевание гласных звуков, так как именно они формируют четкую, разборчивую речь:

Длительное произношение в строгой последовательности на выдохе: иииии-ааааа-ооооо-ууууу.

Соответственно, в играх должно присутствовать немалое количество музыкальных вставок и песен. Для укрепления мышечного тонуса используются подвижные игры. Важно развивать память, воображение. Для этого можно позволять детям самим придумывать движения или игры. В логоритмике обязательно должны присутствовать артикуляционная и пальчиковая гимнастика, танцы, гимнастика:

Собрать пальцы в кулак, поочередно разгибать их. Каждый пальчик трут от основания к кончику.

пять друзей все время рядом

Назовем их все, ребята:

Сбоку, словно часовой

Этот палец звать «Большой».

Указательный с ним рядом

Всем покажет то что надо.

Лучший друг его соседний

Называется он «средний».

У него есть постоянный

Друг с названием «безымянный»

А мизинчик меньше ростом,

Отыскать его так просто.

(М. А. Мордвин)

После большой нагрузки проводятся релаксационные упражнения с дыханием для снятия физической и эмоциональной нагрузки:

  • Вдох-выдох. Глубокий вдох носом. Глубокий выдох горлом.
  • Поочередное дыхание животом-грудью.
  • Были мы голодные, спрятались животики (втягивают живот)
    Мы поели каши сладкой, животы теперь в порядке (надувают живот)

Все занятия должны приносить радость и вызывать желание в них участвовать.

Логоритмика. Логоритмические занятия — Профилактика речевых нарушений с помощью нейромоторных и логоритмических упражнений

Публикация «Профилактика речевых нарушений с помощью нейромоторных и…» Нейропсихологическая диагностика и коррекция детей занимают одно из ведущих мест среди дисциплин, относящихся к области нормального и отклоняющегося развития (онтогенеза. Работа основывается на представлении о динамической системной локализации высших функций мозга. Сегодня…

Создание шапочки для логоритмических игр с детьми раннего возраста Создание шапочки для логоритмических игр с детьми раннего возрастаЛогоритмические игры часто используют на занятиях с детьми раннего возраста, ведь цель развить полушария, запустить речь у ребенка всегда актуальна. Дети с удовольствием играют в предложенные игры. Для логоритмической игры с детьми раннего возраста я сделала шапочки из шерстяных…

Логоритмика как способ сотрудничества специалистов ДОУ в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи Ни для кого не секрет, что развитие ребенка в дошкольном образовательном учреждении полностью зависит от плодотворного сотрудничества педагогов разных профилей. Приоритетной задачей становится внедрение эффективных образовательных технологий, направленных на развитие речи. Одной…

Методическая разработка «Логоритмика как метод развития речи дошкольников» Методическая разработка «Логоритмика – как метод развития речи дошкольников. Речь – не врождённая способность, она формируется постепенно. По наблюдениям специалистов, сегодня становится все больше детей с нарушениями речи. Не все дети к пяти годам овладевают чётким…

Логоритмика. Логоритмические занятия — Логоритмическая песня-упражнение «Летняя пора»

Статья «Логоритмическая песня-упражнение «Летняя…» Логоритмическая песня-упражнение «Летняя пора»1 куплет Вот лучик солнышка в окно Упал на лепесток — кистями рук движение «привет» вправо — влево Вот пчелка, видишь, села На розовый цветок — машем кистями рук, как пчелка крылышками Всё трудится, старается Пыльцу с него собрать — указательным пальцем одной руки на ладошке.

Видео: занятие по логоритмике на тему «Мы едем, едем, едем…» во второй младшей группе

Рекомендации по проведению занятий

  • Формируйте нагрузку занятия согласно возрасту и уровню развития дошкольников
  • Проводите урок во второй половине дня
  • Меняйте тему занятий каждую неделю
  • При подборе материала опирайтесь на лексические темы
  • Используйте сюжеты сказок, мультфильмы для речевых, музыкальных упражнений
  • Занимайтесь каждый день
  • Точно и доступно демонстрируйте детям движения руками, телом, губами при фонации. Следите закачеством исполнения заданий.
Источники

  • https://orechi.ru/razvitie-rechi/logoritmika
  • https://komarovskiy.net/lib/zachem-doshkolnikam-nuzhna-logoritmika.html
  • https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/logoritmika-v-detskom-sadu-konspektyi-zanyatiy.html
  • https://pedsovet.su/logoped/6447_logoritmicheskie_igry_dlya_doshkolnikov
  • https://www.maam.ru/obrazovanie/logoritmika

[свернуть]
Adblock
detector