- Общие принципы организации занятий
- Особенности занятий с детьми 2-3 лет
- 3-4 лет
- 5-6 лет
- Возрастные особенности детей 5 лет
- Что должны знать родители
- Что нужно знать о взрослении детей 5 лет?
- Психологические возрастные особенности детей 5 лет
- Интеллектуальные возрастные особенности развития детей 5-6 лет
- Физическое развитие
- Занятия для детей 5-6 лет
- Угадай предмет
- Подбери пару
- «Находи и обводи»
- Слева направо
- «Повтори фигуру»
- Подбери противоположные слова по смыслу
- «Вспомни и опиши»
- «Пары слов»
- Придумай правильную закономерность
- Закончи предложения
- Какие это профессии?
- Я все знаю
- Веселые уроки для внимания
- Про лягушек
- Про рыбок и аквариум
- Продолжи ряд изображений
- Бытовые навыки ребенка в 5 лет
- Какие формы занятий наиболее подходящие
- Подготовка к школе
- Полезные советы для обучения малышей чтению английских текстов
Общие принципы организации занятий
Обучение малышей дошкольного возраста проходит исключительно в игровой форме. Только к 6 годам дети учатся концентрировать внимание, произвольно отбирая объекты для изучения.
Особенности занятий с детьми 2-3 лет
Занятия с детьми младшего дошкольного возраста необходимы для динамичного развития их познавательной деятельности. Знания, заложенные на этом этапе, послужат базой для развития умений и навыков в дальнейшем. От них ребенок отталкивается, когда знакомится с новым предметом, или явлением.
Обучение малыша в этом возрасте подразумевает развитие:
- мелкой моторики;
- сенсорного восприятия;
- речевого аппарата;
- внимания и запоминания;
- логического мышления – способность анализировать информацию, обобщать и систематизировать (на простейшем уровне);
- познавательных навыков – изучение свойств предметов и окружающего мира.
Главное правило – занятия проходят в игровой форме. Они должны быть простыми и непринужденными. Лучшее время для проведения – первые часы после дневного и ночного сна. Тогда ребенок наиболее открыт для получения новой информации.
Его нервная система еще не достаточно возбуждена, чтобы реагировать на посторонние раздражители, и малыш способен хорошо фокусировать внимание. Тем не менее, продолжительность занятий не должна превышать 20 мин. Далее необходимо сменить деятельность: посидели – побегали, и наоборот.
В неделю можно проводить в среднем — около 10 занимательных игр. Их число может варьировать с учетом индивидуальных особенностей малышей.
3-4 лет
В этом возрасте детям все также тяжело сосредоточить свое внимание дольше, чем на 20 минут. Зачастую они теряют интерес к занятию намного быстрее, чем в более раннем возрасте.
Причина этого кроется в неправильном подходе к обучению ребенка. Он не способен произвольно фокусировать внимание на объектах, которые не вызывают у него интерес. Занятия, не подкрепленные занимательным рассказом, или сказкой едва ли окажутся продуктивными.
Только через игру ребенок продолжает изучать мир. Яркие образы способствуют быстрому запоминанию и закладке знаний в долговременную память. Именно эту особенность используют педагоги для развития важнейших навыков для данного возрастного периода – речи, памяти, логики.
5-6 лет
Старший дошкольный возраст – период активной подготовки ребенка к школьному обучению.
К тому времени нужно развить:
- интерес к учебе;
- умение концентрировать внимание избирательно;
- долговременную память.
Время обучения к 6 годам необходимо увеличить до 30-40 минут. Если ребенок упорно проявляет неусидчивость, принуждать к обучению не стоит. Это может негативно сказаться на успеваемости в школе. Занятия следует как можно чаще проводить за столом, организовав рабочее место так, чтобы ничто не отвлекало внимания ребенка.
Примерное расписание занятий для ребенка 5-6 лет:
Время суток | Виды занятий | Длительность | Количество занятий |
Утро, 8:30-11:00, (через 30-40 мин после завтрака) | счет, логические задачи, письмо | 20-30 мин/ | До 2-х, с перерывом не менее 15 мин/ |
Развитие кругозора (можно совместить с прогулкой) | 20-30 мин/ | 1-2, с перерывом в 15-20 мин/ | |
Обед (около 12:00) | |||
Прогулка, игры, свободное времяпрепровождение (дневной сон) | |||
15:30 – 17:00 | рисование, лепка | без ограничения | До 3-х |
чтение, развивающие беседы | без ограничения | До 3-х | |
Свободное времяпрепровождение | |||
Сон (с 21:00 – 22:00) |
Развивающие занятия для детей 6 лет рекомендуется проводить регулярно. Утро – лучшее время для решения математических задач и заданий на логику и внимание. Вечером целесообразнее проводить творческие занятия, чтение и другие спокойные виды деятельности.
Возрастные особенности детей 5 лет
Взрослым нужно понимать возрастные особенности детей 4-5 лет. Это дает возможность быть ближе к ребенку, правильно его развивать. Например, одним из самых сложных переходных периодов считается возраст 3 лет. После этого малыши вступают в новую фазу взросления – интересную, полную открытий и сюрпризов, как для малышей, так и для их родителей.
Характерной особенностью возраста 4-5 лет является раскрытие творческих способностей, фантазии, логики. Малыш уже совсем иначе видит мир, который его окружает и себя в нем. В этот период развития важно уделить внимание каждой сфере развития детской личности.
Что должны знать родители
В возрасте пяти лет родителям надо оценить, как развивается их малыш. Надо проследить, как складываются взаимоотношения между ребенком и окружающим миром.
За детьми следует понаблюдать по следующим направлениям:
- поведение ребенка в домашних условиях, на улице, в общественных местах;
- общение с окружающими людьми;
- какие у детей друзья, понимание и восприятие дружеских отношений;
- насколько развита речь детей, есть ли у ребенка проблемы с произношением, как он строит предложения.
Важным моментом является комфорт и гармония в семье, поскольку подготовку к школьной жизни надо начинать с привития таких навыков, как порядок, ответственность, которые ребенком усваиваются, в первую очередь, в семье. Развивающие занятия, помимо получения новых знаний, помогут настроить детей на правильное восприятие мира, скорректировать поведение.
Что нужно знать о взрослении детей 5 лет?
С 4 до 6 лет малыши продолжают познавать мир через эмоции и игры. Но теперь они это делают сознательно. В развитии дошкольников родителям нужно учитывать следующие возрастные особенности детей 4, 5, 6 лет;
- Психология. Этот период – самый главный в процессе развития личности.
- Интеллект. Примерно с 5 лет в головном мозге ребенка создаются главные нейронные связи, развивается мышление, способности.
- Организм. Ум и тело развиваются синхронно. Причем много умственных способностей проявляется при наличии конкретных физических навыков.
- Коммуникабельность. Сюда относятся не только интеграция ребенка в общество, но и общее понимание простых явлений, приобретение навыков ухода за собой, знаний о разные вещи.
Психологические возрастные особенности детей 5 лет
Отследить изменения в психологии ребенка можно по его поведению:
- желание быть самостоятельным;
- развитая фантазия, способность придумывать свой мир, новые игры со сложным сюжетом;
- появление первых ужасов (также связано с развитием фантазии);
- развитие способности понимать других людей, сопереживать им, находить общие темы для общения и улаживать конфликты;
- выход за пределы семейной обстановки, вливание в социум;
- гендерное сознание – принадлежность к женскому или мужскому полу;
- высокая чувствительность к похвале и критике со стороны взрослых;
- увеличение интереса к знаниям, желание узнавать что-то новое.
Родителям нельзя пропускать особенности психического развития детей в 5 лет. Если не корректировать детское поведение сейчас, не бороться с детскими страхами, не направлять энергию и эмоции малыша в позитивное русло, они, со временем, перерастут в плохие привычки и свойства характера.
Интеллектуальные возрастные особенности развития детей 5-6 лет
Развитие дошкольников в 4, 5, 6 лет имеет свои особенности:
- развитие памяти;
- переход от наглядного действенного к наглядному образному мышлению (здесь происходит развитие фантазии);
- способность анализировать и находить связь между вещами, событиями (развитие логики);
- усидчивость, способность сосредоточиться на задаче;
- активное развитие речи, словарного запаса;
- ребенок знает многое о себе-имя, адрес, профессии родителей;
- может пересказать сюжет сказки, выучить стихотворение;
- умеет четко поддержать разговор.
Главное условие правильного развития интеллекта у малыша – готовность родителей отвечать на вопросы. Важно вести полноценный разговор, который содержит много полезных знаний для малыша.
Физическое развитие
Возрастные физические особенности детей 5 лет проявляются в развитии:
- мелкой моторики рук;
- гибкости и ловкости;
- способности ориентироваться в пространстве;
- координации;
- сенсорных способностей (а следовательно, и сенсорной памяти);
- нервной системы.
Малышу по-прежнему нужно много двигаться. Но теперь движению нужно придать форму-выбрать какой-то вид спорта или танцевальный кружок.
Занятия для детей 5-6 лет
Занятия в этом возрасте должны способствовать развитию кратковременной памяти, которая важна для запоминания школьного материала.
Угадай предмет
Ребенку завязывают глаза и дают по очереди в руки предметы. Задача состоит в том, чтобы угадать предмет наощупь. После этого предложить ребенку вспомнить название всех предметов, которые он угадывал по порядку.
Подбери пару
Взрослый произносит попарно слова, которые как-то связаны между собой, например:
- «кошка-мышка»;
- «листок-дерево»;
- «лук-картошка».
Таких пар может быть от 7 до 10. Пары слов нужно проговаривать с интонацией, зачитывая по кругу несколько раз. Затем проговаривают первое слово из пары, а ребенку предлагают вспомнить второе.
«Находи и обводи»
Дайте ребёнку небольшой текст (это может быть статья из детского журнала или распечатанная сказка) и предложите ему в каждой строке зачеркнуть определенную букву, допустим, «А». Как можно усложнить задание? Попросите дошкольника зачеркивать «А» и обводить «Б», либо отмечать «А» только тогда, когда перед ней стоит согласная буква.
Слева направо
Когда мы читаем или пишем, мы движемся слева направо. Если мы установим направление слева направо еще в дошкольном возрасте, мы многое сделаем для беспрепятственного обучения чтению и письму. Это связано с тем, что неправильное направление может привести к проблемам, например наш ребенок в школе читает ДОРОГО вместо ОГОРОД.
Для автоматизации навыка чтения слева направо есть игра “Бросай и играй!” Ребенок бросает кубик и “читает” соответствующую строчку. Варианты: назвать только цвета, только формы, цвета и формы и т.д.
«Повтори фигуру»
Возьмите счетные палочки, выложите из них замысловатую фигуру и дайте дошкольнику время на то, чтобы он ее запомнил. Предложите по памяти изобразить такую же композицию из счетных палочек.
Больше идей – в материале «Игры, развивающие мышление, память, внимание».
Подбери противоположные слова по смыслу
чёрный – …
большой – …
веселый – …
хороший – …
горький – …
широкий – …
высокий – …
добрый – …
холодный – …
умный – …
быстрый – …
«Вспомни и опиши»
После совместной прогулки вспомните, что интересного вы увидели на улице. Возможно, это была яркая вывеска либо прохожий со смешной собачкой. Попросите ребёнка подробно описать объект.
«Пары слов»
Зачитайте все пары слов. Затем называйте только первое и ждите в ответ второе:
осень — дождь; ваза — цветы; кукла — платье;
чашка — блюдце; книга — страница; вода — рыба;
машина — колесо; дом — окно; часы — стрелки.
Полезно знать. Русский психолог Лев Выготский советовал научить ребёнка нескольким приёмам, которые помогут ему запоминать информацию проще:
- повторять вслух и про себя;
- мысленно фиксировать одни объекты через другие, создавая ассоциации;
- объединять предметы в группы, выделяя их сходства или различия.
Придумай правильную закономерность
Птица – перья. Рыба – ……
Осень – дождь. Зима – ……
Человек – руки. Собака – ……
Утро – завтрак. Вечер – ……
Яблоко – фрукт. Помидор – ……
Закончи предложения
Пример: Понедельник, вторник, среда, четверг – это дни недели
Молоко, хлеб, кефир, сыр, яйца – это…
Москва, Новгород, Санкт-Петербург – это…
Утро, вечер, день, ночь – это…
Катя, Миша, Петя, Ира – это…
Собака, кошка, мышка – это…
Ромашка, колокольчмк, роза – это…
А,Б,В,Г,Д – это…
Какие это профессии?
Кто строит дома?
Кто пишет стихи?
Кто поёт песни?
Кто лечит людей?
Кто шьет одежду?
Кто пишет картины?
Кто летает в космос?
Кто управляет самолетом?
Кто водит автобус?
Кто управляет поездом?
Кто учит детей в школе?
Кто дрессирует животных?
Я все знаю
Ребенку предлагают в течение 1 минуты назвать 5-10 предметов по заданному признаку: цвету, форме и другому общему понятию.
Веселые уроки для внимания
Учат ребенка произвольно обращать внимание на важный объект. Занятия помогают выработать быстроту реакции и восприятие окружающей среды всеми сенсорными системами.
Про лягушек
Условие: Лягушка ЖУ любит сидеть на розовой кувшинке.
Лягушка ИЯ никогда не выбирает ни розовую, ни голубую.
Вопрос: На какой кувшинке должна сидеть каждая из лягушек?
ЖУ — на розовой, ИЯ — на жёлтой, ЖА — на голубой.
Решение:
Сначала выбираем лягушку, о которой точно известно, на какой кувшинке она хотела бы сидеть. ЖУ – на розовой кувшинке.
Так как ИЯ не выбирает ни розовую, ни голубую, поместим её на жёлтую.
ЖА сидит на оставшейся голубой кувшинке.
Про рыбок и аквариум
Догадайся, сколько рыбок нужно запустить в пустой аквариум.
Ответ: 5.
В каждом последующем аквариуме на одну рыбку больше, чем в предыдущем.
Продолжи ряд изображений
Условие: Картинки расставили в определённом порядке (в виде закономерности).
Задание: Подумай, какой элемент ряда будет следующим.
Ответ: Монета
Закономерность состоит в чередовании неживых и живых предметов.
В блоге мы предлагаем примеры заданий для ознакомления, а также загадки на логику текстовые и в картинках, простые вопросы и загадки для детей 5-6 лет.
Бытовые навыки ребенка в 5 лет
Дети — отличные помощники в быту. Они убирают игрушки, могут заниматься уборкой, протирать пыль, пылесосить и мыть пол. В 5 лет ребенок способен приготовить еду (сделать бутерброд, нарезать салат). Чтобы развивать дошкольника в домашних условиях, не требуются специальные занятия. Через повседневные бытовые дела у детей развиваются органы чувств, познавательные процессы, повышается самооценка.
Пятилетний ребенок способен следить за гигиеной, чистить зубы, мыть тело, следить за чистотой одежды.
Какие формы занятий наиболее подходящие
Использование для развивающего обучения игрушки и различные игры. Большим преимуществом является то, что дети играют и обучаются одновременно на совершенно добровольной основе. Они заинтересованы в результатах, не переутомляются. Так развитие логики прекрасно прогрессирует на играх Никитина. Настольные игры постепенно обучают математике, правилам движения, буквам и чтению. В процессе игры у детей формируется усидчивость, терпение и навыки достойного поведения.
Творчество в этом возрасте лучше всего проявляется в конструировании и выполнении поделок. Причем задания должны постепенно усложняться, включая элементы самостоятельного моделирования. Ребенок учится созиданию. Он учится мыслить и размышлять логически, развивает мелкую моторику.
Развивающее обучение в 5-6 лет лучше всего осуществляется через игровую деятельность. Ребенок должен в процессе развития подготовиться к традиционной школьной системе обучения.
Подготовка к школе
В рамках подготовки к школе:
- детей учат планировать деятельность и достигать результатов;
- проводят работу на повышение самооценки;
- развивают произвольность психических процессов;
- готовят руки к письму;
- изучают алфавит и счет.
Занятия включают в игровые ситуации. Нельзя усаживать дошкольника заниматься за партой в течение 45 минут, как на школьном уроке. Оптимальная продолжительность занятия — 15-20 минут со сменой деятельности.
Полезные советы для обучения малышей чтению английских текстов
Развитие детей до 6 лет происходит необычайно быстро. Этому способствует гибкая память, развивающееся внимание и укрепляющееся мышление. Очень важные качества для обучения чтению на английском языке!
Важно знать: в 3 года у малыша преобладает наглядно-образное мышление; с 5 до 6 лет начинает формироваться абстрактно-логическое.
Поэтому при обучении детей иностранному языку можно смело использовать фонетические, графические и словесные методы.
Дети в возрасте 5-6 лет легко воспринимают на слух слова и фразы на английском языке, запоминают и воспроизводят их. Старшие дошкольники в состоянии сопоставлять устные объяснения, звучание английских слов и фраз и их графическую форму.
- https://kidteam.ru/razvivayuschie-zanyatiya-dlya-detey.html
- https://child-class.ru/raskraski/razvivayushchie-zadaniya-dlya-zanyatiy-s-detmi-5-6-let
- https://detki.guru/razvitie-rebenka/zanyatiya-s-rebenkom/zanyatiya-dlya-detej-5-i-6-let.html
- https://logiclike.com/podgotovka-k-shkole/zadaniya-uprazhneniya
- https://www.analogi.net/razvivashki/zadaniya-dlya-podgotovki-detey-k-shkole-raspechatat-besplatno
- https://materinstvo.ru/art/15201
- https://logiclike.com/math-logic/5-6-let/logicheskie-zadachi
- https://GotovlusKShkole.ru/razvitie/znaniya_i_umeniya/zanyatiya-dlya-razvitiya-rebenka-v-5-let
- https://detki.guru/razvitie-rebenka/zanyatiya-s-rebenkom/zanyatiya-s-5-6-let-doma.html