Личностно-ориентированный подход в образовании

Образование

Понятие и назначение личностно-ориентированного обучения

Личностно-ориентированное обучение – это обучение, которое ставит личность ребенка на первый план и направляет учебно-воспитательный процесс на формирование всесторонне развитой личности с сохранением ее самобытности.

Личностно-ориентированная технология обучения – это специальная методика организации учебно-воспитательного процесса, нацеленная на развитие личности ребенка с учетом ее индивидуальных особенностей развития, при которой педагог подбирает стиль и методы обучения, которые отвечают познавательным способностям, возможностям и интересам ребенка.

При личностно-ориентированном обучении, педагог не оказывает авторитарного влияния на процесс воспитания и обучения. Учащемуся не приходится подстраиваться под его индивидуальный стиль. Взаимоотношения между участниками образовательного процесса носят согласованный характер и базируются на равноправии сторон. Учащийся теперь становится активным субъектом процесса обучения, проявляя активность и инициативность в его организации, используя творческие направления деятельности. Мышление учащихся, обучающихся по технологии личностно-ориентированного подхода, развивается в направлении рефлексии т.е. имеет ориентацию на достижение конкретного результата.

Личностно-ориентированное обучение нацелено на формирование у ребенка механизмов самореализации, навыков саморазвития и самосовершенствования, обеспечение оптимального прохождения процесса социальной адаптации и всестороннего развития личности, с раскрытием ее творческого потенциала.

Личностно-ориентированная технология обучения имеет следующие особенности применения:

  1. Проведение оценки и устранение недостатков психологического состояния учащихся во время различных этапов обучения;
  2. Опора на мотивацию учащихся к познавательной деятельности;
  3. Подача учебных программ с учетом психологических особенностей коллектива учащихся, проведение педагогико-психологического анализа характеристик развития каждого учащегося;
  4. Преподнесение учебных программ на основе применения сенсорных методов;
  5. Использование индивидуальных методов организации обучения, а также различных вариантов диалоговой, парной и групповой работы;
  6. Применение дидактических приемов и средств в ходе обучения;
  7. Обеспечения условий для осознания каждым учащимся ценности и важности своей личности, осознание своей роли в учебном процессе;
  8. Проведение анализа учебного занятия или курса в целом совместно с детьми, при котором учитывается их мнение по поводу важности изученного материала, внесения поправок в курс, исключение бесполезного материала или дополнение значимого, описание самых интересных моментов и поиск путей решения различных задач.

Личностно-ориентированный подход и его особенности

Что такое личностно-ориентированный подход? Это метод, помогающий усовершенствовать систему образования.

Личностно-ориентированный подход – это концентрация внимания педагога на отдельном ребенке. Целью является не только сосредоточенность на развитии его интеллекта, но и сам ребенок, как целостная личность. Охватывается развитие его гражданских чувств, духовная сторону, эстетические и творческие задатки, различные способности.

В контексте такого педагогического подхода, образование рассматривается как базис для подготовки ребенка к жизни в гражданском обществе. Это относится к философии новейшего образования. При правильном обращении с детьми в условиях личностно-ориентированного подхода, развиваются такие стороны индивида:

  • Способность к самостоятельному выбору
  • Умение рефлексировать и здраво оценивать собственные победы и поражения
  • Поиск своего предназначения
  • Склонность к творчеству
  • Ответственность

Весь процесс сосредоточен вокруг ученика – он является главным действующим лицом. При этом, происходит ориентация на воспитание и образование всех детей, находящихся в классе. В процессе учитываются их индивидуальные особенности и потребности. Задача педагога состоит в том, чтобы отыскать нужную способность каждого ребенка, и развивать их максимально по мере его возможностей.

Личностно-ориентированный подход к обучению базируется на неповторимой уникальности каждого индивида. Универсальность личности становится основой всей воспитательной работы, в ходе которой происходит становление творческого потенциала ребенка. Упор преподавателя направлен на раскрытие независимости, самодостаточности, полноценности и самоконтроля.

Работа над воспитанием начинается с оценки успехов. Важно, что не стоит сравнивать личность с кем-либо. Следует сосредоточить внимание на личных победах ребенка. Если он сделал что-то лучше, чем вчера, превзошел самого себя, то это стоит отметить на словах. Акцент при этом делают на стараниях и здравом стремлении стать лучше.

Ключевыми становятся успехи в творчестве, в самостоятельности и инициативности. Как правило, похвала даже за минимальные заслуги, пробуждает веру в собственные силы и возможности. Похвальное слово, употребленное в правильный момент, может сделать сильную личность даже из самого слабого ребенка, ведь это один из показателей одобрения его начинаний в обществе.

Личностно-ориентированное воспитание – это основа гуманистической педагогики. Такая воспитательная система ставит ребенка в центр всего, что происходит. В процессе учитываются его индивидуальные особенности. Доминирует уважение, доброта, ласка, отношение к ребенку на равных.

Существует ряд особенностей системы, направленной на развитие личности ребенка:

  • Запрещается ориентировка на среднего ребенка
  • Человеческие особенности учитываются в ходе воспитательного процесса
  • Используются личные программы развития и прогнозирование

Личностный подход зациклен на специальной подготовке преподавателя. Она базируется на понятии о том, что в детский сад приходят дети уже являющиеся самостоятельными личностями. Задача воспитателя заключается в предоставлении уважения, внимания и защиты. Интерес педагога должен быть направлен индивидуально на каждого ребенка – это реализуется с помощью различных педагогических приемов.

Принципы применения технологии обучения

Личностно-ориентированная технология обучения основывается на следующих принципах:

  • Принцип индивидуальности. Процесс обучения строится на основе учета индивидуальности каждого ребенка: индивидуальных особенностей развития, способностей, возможностей, имеющегося жизненного опыта и навыков. Индивидуальность в ребенке должна быть сохранена и развита.
  • Принцип самоактуализации. Процесс обучения должен способствовать удовлетворению потребности ребенка в саморазвитии, проявлению себя и своих возможностей, раскрытию своих природных задатков и творческому развитию.
  • Принцип выбора. Процесс обучения носит избирательный характер т.е. учащийся может выбрать его содержание, формы и способы организации, ресурсную базу, направления деятельности.
  • Принцип доверительных отношений. Между педагогом и учащимися должны быть установлены партнерские отношения. Нельзя проявлять излишнюю требовательность к учащимся, контролировать каждый их шаг, применять наказания. Ребенок должен чувствовать поддержку в развитии своих начинаний. Необходимо доверять ему, предоставляя право выбора деятельности.
  • Принцип субъектности. Ребенок сможет ощутить свою индивидуальность только в том случае, если будет обладать субъектными правами и использовать их в организации учебно-воспитательной деятельности. Ребенок должен осознать себя субъектом процесса обучения.
  • Принцип творческого развития. Обучение должно базироваться на развитии творческого потенциала учащихся, использование творческих подходов к решению стандартных задач, раскрытию своих талантов и формированию позитивного отношения к собственному «Я».

Принцип самоактуализации

У всех людей природой и социумом заложены определенные способности и возможности. К ним относятся умственные, творческие (художественные, музыкальные, литературные, театральные) способности, физическая предрасположенность к определенным видам спорта, способности в области коммуникаций между людьми, и другие — врожденные или полученные в результате социализации. Очень важно вызвать у ребенка стремление выявить свои сильные стороны и всесторонне их развивать.

Принцип индивидуальности

В каждом человеке присутствует свое собственное неповторимое «Я», называемое индивидуальностью. Без нее наше общество стало бы похоже на армию роботов или клонов. Индивидуальные отличия между людьми, непохожесть их взглядов, мировоззрений, склонностей являются движущей силой прогресса, фактором развития общества. Именно поэтому необходимо при применении педагогических теорий учитывать особенности личности каждого учащегося, а также способствовать формированию, развитию и укреплению их индивидуальности.

Принцип субъектности

Субъектность — это свойство человека, проявляющееся в его активной жизненной позиции и в обладании свободой выбора при осуществлении всех его действий.

Задача педагога — помочь ученику выработать и развить в себе субъектность, способствовать проявлению ее в социуме при взаимодействии с другими субъектами и в целом отражать ее в своей деятельности.

Принцип выбора

Каждого учащегося необходимо постоянно ставить в условия, при которых он сможет проявить свою субъектность в части свободы выбора. Здесь речь идет о выборе таких важных условий учебной деятельности и воспитательного процесса, жизни коллектива в целом, как их формы, цели, содержание и способы организации.

Принцип творчества и успеха

Раскрытие творческих способностей учащихся посредством личной или коллективной деятельности способствует яркому выражению ими своей индивидуальности и ее развитию. Через творческую деятельность ученик выявляет свои сильные стороны, обнаруживает способности и таланты. Благодаря успешным результатам такой деятельности, ребенок с заниженной самооценкой имеет все шансы ее повысить и поверить в свои силы. Позитивные отзывы о его творческой деятельности со стороны окружающих формируют положительную самооценку, уверенность в себе, что в свою очередь является мощным стимулом для активизации процесса самоутверждения и самоактуализации.

Принцип доверия и поддержки

Сущность этого принципа в полном отказе от устаревших методов авторитарности и насильственности в воспитательном и учебном процессах. Старая идеология признавала непререкаемое главенство преподавателя перед учениками — им не позволялось иметь собственное мнение и чем-то выделяться среди остальных. Роль учеников сводилась к послушному повторению действий учителя и запоминанию выданной им информации. Формирование личности учащегося происходило методом насильственного внушения определенных правил поведения с применением наказания за их нарушение.

Основой же идеологии личностно-ориентированного подхода является принцип доверительного уважения между учеником и учителем. Педагог не навязывает свои взгляды ученикам, а стимулирует их к самостоятельному познанию, оказывая им всяческую поддержку в этом. Тем самым он способствует их самосовершенствованию и самореализации.

Организация учебного занятия по технологии личностно-ориентированного обучения

Каждое учебное занятие личностно-ориентированного обучения проводится в несколько этапов:

  1. Договорной этап. На этом этапе происходит обсуждение педагога с детьми направлений деятельности, ее целевое назначение, содержание, выбираются способы, приемы и методы ее реализации. при этом, каждый учащийся имеет право выбора деятельности и несет ответственность за него, может работать на разных уровнях.
  2. Подготовительный этап. Здесь осуществляется мотивация учащихся на познавательную деятельность. Педагогу необходимо доступно объяснить значимость полученной теоретической информации и практических навыков, рассказать о возможностях их применения. Кроме того, на этом этапе целесообразно проводить восстановление в памяти ранее изученного материала: выполнение упражнений и тестовых заданий.
  3. Основной этап. Преподнесение теоретической информации и демонстрация практических навыков различных видов деятельности. педагог должен преподносить учебный материал четко и кратко, ориентируя учащихся на самостоятельную добычу знаний.
  4. Подведение итогов. Проводится анализ и оценка прохождения занятия, рассматриваются знания, которые усвоились, проблемы, которые были рассмотрены и разрешены, оценивается результативность занятия т.е. достижение его целей и задач.

Составляющие личностно-ориентированного подхода

Подход состоит из трех главных составляющих: понимание, принятие, признание.

Понимание сосредоточено вокруг внутреннего мира ребенка. Важную роль отыгрывает степень внушаемости, которую должен уметь определить воспитатель. При высокой степени внушаемости, ребенок легко поддается воздействию, неустойчив к эмоциональным проявлениям и экстремальным ситуациям. Состояние аффекта и истерические проявления свойственны этого типу детей. От педагога в работе с такими индивидами требуется внушение им веры в себя и собственные силы.

Уровень принятия – это полностью положительное отношение к любым проявлениям характера ребенка. Этот этап – один из самых важных, ведь включает в себя не только целиком позитивное восприятие личности, но и уверенность в том, что в обществе его приняли со всеми его особенностями и недочетами. Важно дать понять ребенку, что у него есть возможность быть таким, каким он есть. Тогда у него появляются силы и желание бороться с недостатками.

Признание – этап, в котором наступает осознание ребенком собственной индивидуальности. Он имеет право быть лично собой с полным одобрением взрослыми его взглядов и суждений. Взрослые могут не воспринимать некоторые взгляды и приоритеты чада, но принятие их означает веру в его самосовершенствование. На этом этапе можно не разделять, но ни в коем случае нельзя осуждать.

Вывод

Личностно-ориентированный подход к воспитанию – это создание комфортных условий для формирования личности. Для этого следует разнообразить систему обучения, вводить в процесс игры и работу в команде. Ребенок не должен чувствовать себя хуже остальных, и должен понимать свои сильные стороны, и именно воспитатель обязуется раскрыть их.

Понимание

Понимание является начальным этапом в личностном подходе. Его можно сравнить со знакомством, то есть этот шаг нацелен на познание внутреннего мира ребенка. Включает в себя командную работу между учеником и учителем.

Самый важный аспект — степень внушаемости ребёнка, которую должен определить педагог в процессе общения с ним.

Понимая окружение его, учитель может определить, что для ребенка важно, что нет, чего он боится, чем он гордится и так далее. Дети часто боятся, истерят, плачут, отказываются от учебы, разговоров, не хотят что-то понимать. Это нормальное поведение для ребенка, потому что он большую часть времени находится в стрессе от нового коллектива, от требований, от массы информации, которую он получает ежедневно.

Задача педагога выявить все негативные факторы и внушить ребенку веру в собственные силы. Как только у него это получится, этот подход переходит на следующую ступень, где ребенок начинает чувствовать себя комфортно и уверенно.

Методика обучения подходит всем категориям учащихся. Это могут быть дошкольники, школьники, студенты, или даже взрослые люди, которые проходят обучающие курсы, тренинги личностного роста, или просто попадают в новый коллектив, где также испытывают стресс, как первоклассник в школе.

Принятие

сотрудничество школы и домаПо названию понятно, что на данном этапе педагог должен научить ребёнка принимать себя, как целую позитивную, умную, творческую личность. На этом этапе важную роль играет похвала и внушение типа «ты все можешь», «я в тебя верю», «у тебя всё получится», «без сомнений ты с этим справишься». Кроме сознания у человека есть подсознание, в котором откладывается много информации, осознанно она не запоминается, но формирует личность. Если учащемуся ежедневно внушать, что он всё сможет, со временем он действительно все сможет, и у него не будет возникать страха и сомнений насчет своих умений.

На этом этапе очень важно сотрудничество школы и дома. То есть, личностный подход должен быть со стороны учителей и родителей. Если в школе учителя будут внушать ребенку, какой он умный и у него всё получится, а дома родители будут его гнобить и говорить, что он «неумеха» — из этого ничего не выйдет.

Признание

Это самый важный этап в работе. Он наступает тогда, когда ребенок начинает себя понимать, принимать, и любить таким, какой он есть. На этом этапе нет страха, негатива и нежелания что-то делать (в данном случае учиться).

личностно ориентированный подход в педагогикеВ классической модели образования большинство детей (студентов) не любят учебу, некоторые из них катастрофически боятся учителей или родителей, потому что их ругают, наказывают, возможно, даже бьют.

В личностном подходе такого нет, ребенок чувствует себя полноценным и уверенным членом общества. Он признает все свои достоинства и недостатки, он их принимает, и спокойно к ним относятся. Если ученику что-то непонятно или он чего-то не знает, он не боится спросить, потому что на 100% уверен в том, что его не будут высмеивать или ругать, а наоборот — помогут.

Этот этап ведет к самореализации и самосовершенствованию, причем это касается как дошкольников, так и взрослых людей, учащихся в высших учебных заведениях. Основное правило признания — не критиковать и не осуждать.

Самую большую часть работы и все сложные задачи должен взять на себя педагог, чтобы учащийся чувствовал себя комфортно и уверенно.

Технология личностно-ориентированного образования материал на тему

Технология личностно-ориентированного образования

Личностно-ориентированный подход в воспитании детей предполагает обучение самостоятельности, ответственности и способствует формированию творческой личности. Если главной целью традиционного воспитания является формирование члена общества, развивающее воспитание способствует выявлению и развитию отдельных способностей, то личностное воспитание направлено, прежде всего, на формирование самостоятельной личности.

Под личностным подходом подразумевается индивидуальный подход к каждому ребенку, помогающий ему в осознании себя личностью, в выявлении возможностей, стимулирующих самоутверждение, самостановление, самореализацию.

Личностный подход понимается как опора на личностные качества обучающегося.

В числе индивидуальных особенностей, на которые надо опираться педагогу, чаще других выделяются особенности восприятия, мышления, памяти, речи, характера, темперамента, воли.

При личностном подходе учет возрастных и индивидуальных особенностей приобретает новую направленность. Диагностируются потенциальные возможности, ближайшие перспективы.

Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы педагог:

  1. постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников;
  2. умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и другие;
  3. постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности;
  4. своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению дели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить — оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств;
  5. максимально опирался на собственную активность личности;
  6. сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания;
  7. развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.

Принципиально важным моментом для понимания сущности педагогической технологии является определение позиции ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяется несколько типов технологий.

  • Авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь «объект», «винтик». Они отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения.

Высокой степенью невнимания к личности ребенка отличаются дидактоцентрические технологии, в которых также господствуют субъект-объектные отношения педагога и ученика, приоритет обучения над воспитанием, и самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства.

  • Личностно — ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Такие технологии называют еще антропоцентрическими.

Личностно-ориентированная технология предполагает, что в центре внимания педагога находится уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционных технологиях здесь достижение личностью перечисленных выше качеств провозглашается главной целью обучения и воспитания.

Личностно-ориентированные технологии характеризуются:

  • антропоцентричностью;
  • гуманистической сущностью;
  • психотерапевтической направленностью;
  • ставят цель разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:

  • гуманно-личностные технологии;
  • технологии сотрудничества;
  • технологии свободного воспитания;
  • эзотерические технологии.

Гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они «исповедуют» идеи уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.

Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставлении ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.

В традиционных дидактических системах основой любой педагогической технологии является объяснение, а в личностно-ориентированном образовании — понимание и взаимопонимание. В. С. Библер объясняет отличие этих двух феноменов следующим образом: при объяснении — только одно сознание, один субъект, монолог; при понимании — два субъекта, два сознания, взаимопонимание, диалог. Объяснение — всегда взгляд «сверху вниз», всегда назидание. Понимание- это общение, сотрудничество, равенство во взаимопонимании.

Фундаментальная идея состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля — к развитию, от управления — к самоуправлению. Основная установка педагога — на общение, взаимопонимание с учениками, на их «освобождение» для творчества. Творчество, исследовательский поиск являются основным способом существования ребенка в пространстве личностно-ориентированного образования. Но духовные, физические, интеллектуальные возможности детей еще слишком малы, чтобы самостоятельно справиться с творческими задачами обучения и жизненными проблемами. Ребенку нужны педагогическая помощь и поддержка.

Это ключевые слова в характеристике технологий личностно-ориентированного образования.

Поддержка выражает существо гуманистической позиции педагога по отношению к детям. Это ответ на естественное доверие детей, которые ищут у учителя помощи и защиты, это понимание их беззащитности, и сознание собственной ответственности за детскую жизнь, здоровье, эмоциональное самочувствие, развитие. Поддержка основывается на трех принципах деятельности Ш. Амонашвили:

  • любить ребенка;
  • очеловечить среду, в которой он живет;
  • прожить в ребенке свое детство.

Чтобы поддерживать ребенка, считал В. А. Сухомлинский, педагог должен сохранять в себе ощущение детства; развивать в себе способность к пониманию ребенка и всего, что с ним происходит; мудро относиться к поступкам детей; верить, что ребенок ошибается, а не нарушает с умыслом; защищать ребенка; не думать о нем плохо, несправедливо и, самое важное, не ломать детскую индивидуальность, а исправлять и направлять ее развитие, памятуя о том, что ребенок находится в состоянии самопознания, самоутверждения, самовоспитания.

Содержание образования представляет собой среду, в которой происходит становление и развитие личности ребенка. Ей свойственны гуманистическая направленность, обращенность к человеку, гуманистические нормы и идеалы.

Условия реализации личностно-ориентированного подхода в воспитательном процессе

В основе личностно-ориентированного подхода в воспитании заложено уважительное отношение к личности воспитанника, признание его индивидуальности, наличия у него особенностей психофизического развития, принятие его со всеми особенностями и личностными ориентациями, системой ценностей и внутренним духовным миром.

По сути, личностно-ориентированное воспитание начинается с диагностирования личностного развития ребенка, выявления его особенностей развития, потребностей и потенциала. Это дает возможность понять ребенка, проникнуть в его внутренний мир и ориентироваться на его специфические параметры развития.

Каждый воспитанник имеет право на индивидуальность, т.е. он может быть самим собой в образовательном процессе, свободно проявлять свои потребности и особенности развития. Педагогу необходимо проявлять уважение к личности учащегося и его индивидуальным проявлениям. При этом, нельзя исключать социальные нормы и правила, требования общества к учащемуся. Воспитание должно быть сбалансированным: свобода личности учащегося должна быть ограничиваться свободой других граждан, давая обширное пространство для всестороннего гармоничного развития личности учащегося.

В процессе воспитания, базирующегося на личностно-ориентированном подходе, используются такие приемы и методы, выдвигаются такие требования к личности учащегося, которые способствуют полноценному всестороннему развитию учащегося. При этом, педагог формирует положительное отношение к нему, независимо от каких-то условий и показателей его развития.

Условиями эффективной реализации личностно-ориентированного подхода в воспитании являются:

  1. Применение различных вариантов воспитательных технологий и способов осуществления воспитательного воздействия, способствующее раскрытию потенциала учащихся, определению их познавательных и иных интересов, уровня развития, стремлений и потребностей;
  2. Мотивация к саморазвитию и самосовершенствованию;
  3. Привлечение учащихся к планированию воспитательного процесса, выбору видов деятельности, мероприятий, методов их организации. Это дает возможность учащимся почувствовать свою значимость и значимость своей деятельности, нужность и важность в конкретной социальной среде – учебном учреждении;
  4. Педагог должен занять позицию направляющего и стороннего наблюдателя. Необходимо развить у учащихся стремление к собственной активности, раскрытию своего творческого начала и наблюдать, как они реализуют это;
  5. Выбор методов и направлений деятельности, ориентированных на проявление самостоятельности, принятие решений учащимися, активизацию их творческой инициативы;
  6. Развитие мотивации к принятию социально одобряемых ориентиров, принципов поведения;
  7. Создание открытого воспитательного пространства, позволяющего учащемуся самовыразиться и самоутвердиться;
  8. Развитие навыков самоанализа и самокритики;
  9. Формирование у учащихся заинтересованности в оценивании своих поступков и поступков других людей, выявлению их мотивов поведения;
  10. Поощрение учащихся за их успешную самостоятельную работу. Деятельность учащихся, их инициатива должны быть поощрены, чтобы они продолжили свое существование;
  11. Проведение постоянных обсуждений успехов и неудач учащихся с анализом их итогов и разработкой коррекционных мероприятий, выявлением положительных и отрицательных моментов воспитательного процесса.

Личностно-ориентированное воспитание, прежде всего, ориентировано на мотивацию учащихся к познанию. Без мотивации невозможно полноценное раскрытие личности учащегося, развитие у него адекватной самооценки и творческой самостоятельности.

Существующие проблемы и трудности и пути разрешения

личностно ориентированный подход в педагогикеСейчас, к сожалению, есть много трудностей на пути к полному переходу на личностное обучение. В последние годы внедряется новая социальная ситуация, меняются технология обучения, подходы к ученикам и восприятия их. Но, несмотря на это, сейчас невозможно переписать все программы, перевести все учебники и методические пособия за один год на такое обучение. В педагогике есть и другие подходы, которыми нужно пользоваться, чтобы сформировать у ребенка всесторонне развитую личность.

На сегодня единственный выход — время. Оно нужно для проведения экспериментов, проб, выявление ошибок и пробелов в данном подходе. Говорить о полном внедрении системы можно только тогда, когда она будет изучена на 100%.

Перспективы дальнейшего распространения

Это необходимая мера в современном образовании. К сожалению, все учебные заведения перевести на нее сейчас невозможно, поэтому концепция остается на уровне утопии.

Многие ученые занимаются разработками методических пособий для учителей, учебников для детей, обучающих программ, которые основаны на личностном подходе. Если динамика не изменится, то в ближайшее десятилетие концепция введется во всех школах, но сейчас она внедряется только в некоторых гимназиях или частных школах.

На сегодняшний день личностный подход является экспериментальным, так как к нему не готовы ни учителя, ни дети, ни родители.

Источники
  • https://spravochnick.ru/pedagogika/lichnostno-orientirovannaya_tehnologiya_obucheniya/
  • https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/obschie-osnovy-pedagogiki/lichnostno-orientirovannyj-podhod/
  • https://wiki.fenix.help/pedagogika/lichnostno-oriyentirovannyy-podkhod
  • https://vyuchit.work/samorazvitie/sekretyi/lichnostno-orientirovannyj-podhod-v-pedagogike.html
  • https://konspektiruem.ru/konsultacii/lichnostno-orientirovannye-obrazovatelnye-tehnologii.html
  • https://spravochnick.ru/pedagogika/realizaciya_principa_lichnostno-orientirovannogo_podhoda_v_vospitanii/

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Развитие детей дошкольного возраста