- История промысла
- Значение дымковских игрушек
- Эволюция игрушки
- Виды дымковской игрушки
- Женщины
- Кавалеры
- Птицы
- Животные
- Цельные композиции
- Образы и сюжеты
- Особенности формы
- Этапы изготовления дымковской игрушки
- Лепка дымковских игрушек
- Дымковские игрушки из глины
- Петушок
- Барышня
- Мастер-класс по лепке лошадки
- Роспись дымковской игрушки
- Цвета
- Элементы дымковской росписи
- Характерные особенности росписи животных
- Существуют ли мастера дымковской игрушки в настоящий момент
- Мастер-класс росписи дымковской барыни
История промысла
Дымковская игрушка «родилась» в Кирове. Пять столетий назад за речкой Вяткой находилась небольшая слобода Дымково, куда царь Иван III приказал переселить жителей из северных регионов России. Среди них оказалось много талантливых мастеров гончарного дела, которые на новом месте развернули активную деятельность по производству игрушек. Целые семьи были вовлечены в рабочий процесс: одни добывали глину и делали смеси из комового мела; другие — лепили игрушки; третьи — их обжигали; четвертые — белили и разрисовывали.
Четыреста лет развивался дымковский промысел. За это время сложились свои темы, образы, характерные рисунки. Тут не нашлось места невыразительным орнаментам или тусклым оттенкам. Дымковская игрушка — это воплощение жизни в самых радостных красках. Не удивительно, что к началу 19 века свистульки из Дымкова завоевали любовь жителей всей России. В год производилось больше 100 тысяч игрушек, которые продавались в столице и Оренбургской губернии. Над их созданием работали 59 семей из Дымково. Среди самых известных фамилий звучали Кошкины, Никулины.
В начале 20 века для дымковской игрушки настали «черные времена». Они перестали пользоваться былой популярностью, поэтому знаменитые семьи гончарных ремесленников начали искать другие варианты заработка. Эксклюзивные свистульки начали вытесняться дешевыми гипсовыми вариантами. Только одна мастерица, Анна Мезрина, осталась верной традиционному изготовлению из глины. Именно ей потомки могут быть благодарными за сохранение дымковского промысла.
Не менее важную роль в продолжение традиций предков сыграл и художник Алексей Деньшин. С юных лет он увлекался дымковской игрушкой, тщательно зарисовывая все известные орнаменты. Даже после Октябрьской революции не терял надежды привлечь внимание к народному искусству: выпускал рукописные альбомы, собирал коллекции игрушек. Его старания увенчались успехом: в 30-х годах 20 века в Кирове начал возрождаться дымковский промысел.
Значение дымковских игрушек
Культовое значение игрушки давно утрачено. В наше время изделие дымковских мастеров — не столько забава, сколько произведение искусства, достойное любования и восхищения. Никакого поточного производства не допускается, каждый экземпляр — авторский, с игрушкой от начала до конца работает один мастер. Собственно, не все дымковские игрушки даже сохранили свое первоначальное предназначение: быть свистульками. Ими просто любуются, их коллекционируют, с их помощью познают характер народа.
Эволюция игрушки
Интересна эволюция игрушки. Конечно, самые древние образцы не сохранились, но несколько игрушек трехсотлетней давности каким-то чудом уцелели. Вначале это были более тонко вылепленные скульптурки, с тщательно вылепленными чертами лица, с точным соблюдением пропорций фигуры. И окраска их была более скромной, превалировал коричневый цвет, немного желтого и белого. Но с течением времени игрушка стала декоративней, и если посмотреть на те, что изготовлены, скажем, полтораста лет назад, можно четко определить уже сложившуюся, более лаконичную, можно сказать, импрессионистскую технику лепки и специфику раскраски фигурок. Кстати, фасоны одежды, ‘надеваемой» на игрушку, сложились тоже тогда, и с тех пор сохраняются без изменений: платья с кринолинами, фартуки с пышными оборками, кокошники на няньках, особого фасона мужские шляпы, военные мундиры и т.п.
Промысел чуть было не сошел на нет. Во второй половине XIX века традиция изготовления дымковской игрушки стала угасать ввиду многочисленности подделок из более дешевых материалов. Но начало XX века охарактеризовалось ростом интереса к истинному народному творчеству: былинам, ткачеству, резьбе и, конечно же, изготовлению игрушек. К счастью, техника производства была еще не забыта, и дымковская игрушка «восстала из пепла», перестав к тому же быть чисто женским занятием. Потомственная мастерица А.А. Мезрина и художник А.И. Деньшин активно продолжали и популяризировали традиции промысла. Благодаря их работе дымковская игрушка сохранилась в тяжёлое для страны время, получила возможность для дальнейшего развития.
Около восьмидесяти лет назад за изготовление и роспись игрушек, ввиду огромного спроса на них и необходимости работы с большими массами сырья, взялись и мужчины.
Виды дымковской игрушки
При кажущейся простоте мини-скульптура дымковских мастериц очень выразительна и образна. Каждая из них уникальна, повторения в формах и узорах исключены.
Фантазия народных мастериц позволяет создавать самые разные фигурки и сюжеты:
- Женские образы представлены в виде барыни, кормилицы с грудным младенцем на руках, крестьянки с коромыслом, модницы. Игрушки всем своим видом демонстрируют красоту, величие и достоинство русской женщины. Облачение в виде платья с пышной куполообразной юбкой дополнено нарядным кокошником или модным головным убором.
- Мужские образы. Это может быть городской кавалер, всадник верхом на лошади, крестьянин, рыбак или музыкант с балалайкой.
- Животные. Неважно, дикие или домашние, они часто наряжены в яркие праздничные костюмы.
- Птицы. Это не только миниатюрные статуэтки в виде индюшек и петушков с ярко разрисованными пышными хвостами, уточек в пелеринках с оборками, но также забавные детские свистульки в форме лесных птичек.
Создатели дымковских сувениров стараются объединить своих персонажей в композицию, подчинить единому сюжету. Как правило, это миниатюры по мотивам русских сказок и былин, известных исторических событий, а также сцены из городского и деревенского русского быта (праздничные гулянья, ярмарка).
Женщины
По форме барышни имеют величественную осанку, круглую колоколообразную юбку в пол и обязательно головной убор: кокошник или шляпку. Это могут быть кормилицы с младенцами на руках, водоноски, богатые барыни (с зонтиком, муфтой, собачкой и т. д.), девушки с хлебом-солью.
Кавалеры
Мужские фигурки не так популярны и более скромны, поэтому их ассортимент менее разнообразен. Одиночные фигурки, как правило меньше по размеру, также обязательно в головном уборе. Как правило, это военные, моряки, кавалеры в сюртуках. Более простые варианты (мужики) изображаются с балалайками, гармошками, собачками, верхом на животных.
Птицы
Обычно это индюки, петухи, утки. Все они раскрашены очень ярко, индюки и петухи – с распушенными разукрашенными хвостами, а утки – с пышными оборчатыми пелеринами и раскраской по всей поверхности.
Животные
В самом начале преобладали изображения тотемных животных: медведя, оленя, козла, барана. Позже с развитием промысла стали популярны фигурки и домашних животных. Как и в других поделках, преобладают яркие цвета.
Характерные черты: широко расставленные ножки и вскинутые головы. Иногда фигурки ироничные: играют на музыкальных инструментах и одеты в яркую одежду.
Цельные композиции
Игрушечные группы могут включать в себя фигурки не только людей, но и животных или птиц. Сюжеты таких композиций разнообразны – от простых бытовых сценок до изображений гуляний или сказочных историй.
Характерные примеры: чаепитие, катание на тройках или просто на лошадках, прогулки на лодке или в саду, ярмарка со скоморохами и др.
Образы и сюжеты
При всей своей внешней простоте очень образна и выразительна дымковская игрушка. История хранит изображения первых изделий дымковских мастериц, которые были скорее условными, чем декоративными. Современные игрушки более разнообразны и художественны. Приверженцы промысла любят повторять, что не существует двух одинаковых фигурок. Впрочем, все разнообразие их видов можно условно разделить на пять основных групп:
Тип | Состав | Описание |
Женские образы | Барыни, кормилицы, модницы, водоноски, няньки с младенцами на руках. | Фигурки статичные, с крупными головами, украшенными кокошниками или модными шляпками. Весь внешний вид выражает достоинство и величественность. |
Мужские образы | Кавалеры. | Они меньше по размеру и скромнее по внешнему виду, чем женские персонажи. Как правило, изображаются верхом на животных. |
Животные | Первоначально игрушки имели формы тотемных животных: медведя, барана, оленя, козла. Но со временем в ассортименте появились и домашние питомцы. | Все животные имеют вскинутые головы и короткие широко расставленные устойчивые ножки. Часто они изображаются в ироничной форме: в ярких костюмах и с музыкальными инструментами. |
Птицы | Утки, индюки, петухи. | Индюки и петухи изображаются с фигурными, ярко расписанными хвостами, утки – в оборчатых пышных пелеринах. |
Композиции | Группы из нескольких фигур, среди которых могут присутствовать и люди, и животные. | Многофигурные композиции очень разнообразны, они изображают быт русских городов и деревень. Здесь и прогулки на лодках, и праздничные гулянья, и застолья, и многое другое. |
Особенности формы
Все дымковские игрушки монолитны и даже монументальны. Они всегда расширяются книзу: дамы за счет пышных юбок, кавалеры всегда верхом, животные имеют коротенькие и устойчивые ножки. Такие формы обусловлены технологией изготовления. Вылепить фигурки на тонких длинных ногах практически невозможно, ведь необходимо сделать так, чтобы они не оседали под тяжестью корпуса во время сушки.
Этапы изготовления дымковской игрушки
Технология изготовления довольно проста. Делается дымковская игрушка поэтапно. Основные этапы: лепка, сушка и обжиг, побелка и роспись.
Лепка дымковских игрушек
Лепят дымковские игрушки по частям. Сначала из промытой жирной глины, разбавленной песком, катают шарики разных размеров. Затем расплющивают их для получения плоских лепешек, из которых и делается корпус игрушки. К корпусу прикрепляются более мелкие детали (руки, головы, хвосты). Места скрепления деталей обильно смачивают водой, затем заглаживают стыки влажной тряпкой. Выравнивают фигурку мокрыми пальцами.
Например, изготовление барыни начинается с лепки конусообразной юбки. К ней крепится туловище с несколько вытянутой шеей. На шее закрепляется шарик, изображающий голову. Чуть пониже – колбаска, из которой аккуратными движениями делаются руки, сложенные на талии. После этого наступает время наряжать игрушку. Ей делают прическу из витых буклей, шляпку или кокошник, на плечи набрасывают узорчатый платок или делают жакет с пышным воротником и рукавами. И, наконец, в руки женщине дают сумочку, собачку или ребенка.
Дымковская игрушка лошадка состоит из следующих частей: цилиндрический корпус, четыре короткие конусообразные ноги, изогнутая шея, переходящая в удлиненную мордочку. После того как основа игрушки готова, ее дополняют гривой, хвостом и маленькими ушками.
Дымковские игрушки из глины
Если вам интересен этот промысел с практической стороны, не бойтесь начинать творить, чтобы рука «осмелела», сделайте несколько несложных глиняных игрушек поэтапно. Дымковская игрушка своими руками из глины – это и приятный творческий опыт, и отличный презент и ребенку, и взрослому.
Петушок
Народный сувенир был примерно с ладошку величиной, на эти размеры можно ориентироваться и сегодня. Возьмите глину, прочтите в инструкции схему действий с ней. Разведите глину водой и разомните до комфортной мягкости.
Дымковский петушок пошагово:
- Глину поделите на 3 части, та, что побольше – для тела птицы, а две маленьких – для украшений и хвоста петуха. Туловище, шею и голову нужно лепить из цельного куска, это обязательное условие дымковской лепки. Не переживайте, если не все получается сразу: руки должны почувствовать глину, приноровиться к ней, если так можно сказать.
2. Из второго кусочка глины нужно слепить плоский кружок и придавить его с одной стороны. Это станет хвостом петушка.
3. Теперь к телу петушка нужно приделать ножки, и не забыть про подставочку, иначе фигурка не будет устойчивой.
4. Следует к туловищу прикрепить хвост. Все части, прикрепленные к тельцу, следует смочить водой. После этого нужно загладить стыки, иначе появятся трещины.
5. Из третьего кусочка глины нужно сделать два плоских круга, которые станут крыльями. Но всю глину не используйте – немного оставьте на украшения, бородушку и гребешок.
6. Крылья прилепите по бокам тельца, маленькими плоскими шаричками украсьте хвост птицы. Вылепите бородушку и гребень.
7. Многие мастера после лепки оставляют естественным образом изделие сушиться еще 3 дня. А на третий день они отправляют его на досушку в духовку. Сушиться петух там может 2 часа, с плавным доведением температуры до 250 градусов.
8. Абсолютно высушенную птицу можно расписывать. Но сначала ее придется побелить. Чем именно – выбирайте сами, белый акрил вполне подойдет.
9. После того, как основа высохла, можно приступать к росписи. Это самый интересный и творческий этап. Вдохновляясь картинками дымковских петушков, вы подберете свой вариант росписи. Расписывайте поэтапно, не спешите. Прорабатывайте сначала крупные детали, потом мелкие.
Готовый петушок украсит ваше жилище, а, может быть, станет хорошим подарком близкому человеку!
Барышня
Делают такие фигурки из пластиковой бутылки и пластилина, но это будет не более чем имитацией дымковской барыни. Как вариант, вместо глины можно использовать соленое тесто.
Дымковская игрушка – лепка поэтапно барышни:
- Раскатайте из глины блинчик, сделайте из него юбку колокол. Это упрощенное действие. В принципе же, пластической основой для всех женских образов была ступка-колокол, основание с пышной юбкой.
- Сделайте колбаски для рук героини, присоедините их к вылепленному телу, а тело – к юбке-колоколу.
- Скатайте шарик-головку, прикрепите к нему кокошник, голову с кокошником крепим к телу.
- Все детали тщательно соединяются, места скреплений сглаживаются.
- Фигурку нужно украсить толстыми косами и оборками на платье.
- Оставляем барышню сушиться. Когда глина посветлеет, отправляем игрушку на обжиг в духовку (на пару часов).
- Белим фигурку белым акрилом, а после его высыхания расписываем по понравившемуся образцу.
Обращаем внимание на типовые, каноничные образцы росписи – лицо нарочито примитивно расписано, черты лица условные.
Мастер-класс по лепке лошадки
Кусок глины нужно замочить в небольшом количестве воды. За три дня до намеченной лепки следует готовить материал. После того, как глина положенные дни отстояла в воде, ее нужно замешать. Если материал вязкий и липкий, заверните его в мокрую тряпочку, отложите еще на пару дней.
Лошадь пошагово:
1. Возьмите комок глины, который помещается в ваш кулачок. Раскатайте его в достаточно толстый валик. Разделите материал на 4 части. Четвертую часть отрезайте от большого куска.
2. Приступайте к формированию туловища и головы. На этом этапе применяются приемы вытягивания и приглаживания. Голову прикрепляйте к туловищу, приглаживая глину.
3. Из тонких валиков сделайте гриву и хвост, задействовав прием прокручивания двух валиков. Прикрепляйте гриву и хвост, немного обмакивая мокрой кисточкой места соединения.
4. Теперь игрушку нужно просушить. Поставьте ее в теплое помещение с хорошей вентиляцией на 3 дня.
5. После просушки игрушка отправляется в духовку, где и досушивается в течение 1,5-2 часов.
6. Просушенную лошадку можно расписывать. Как всегда, начинается процесс с обеливания. Это может быть белый акрил или даже белая гуашь. Главное, нанести равномерно белый слой, хорошенько его высушить.
7. Затем настало время нанесения на лошадку дымковских узоров – в основном, это точки, кружочки, полосочки. Грива лошадки чаще темная, а на ее туловище традиционно больше малинового (красного) и синего цветов. Крупные кружочки могут чередоваться с мелкими.
8. Если решите лепить другое животное, то принцип лепки будет схож с изготовлением лошадки. У дымковского животного тело – это всегда усеченный конус, к узкой части которого прикрепляют голову с шеей. А ножки – это 4 колбаски, немного суженные снизу, их прикрепляют к туловищу. Хвост и рога лепит мастер отдельно, и прикрепляет он их последними.
А прежде чем приступать к изготовлению игрушек, можно поупражняться в типовых методах лепки – вытяжке (вытягиванию), лепке из пласта, а также в комбинированном методе. После такой тренировки вы освоите любую дымковскую фигурку. Если же хотите усовершенствовать роспись фигурок, то вместо акрила используйте поливинилацетатную темперу, разведенную на яйце. Это сделает роспись влагостойкой.
Рекомендуем прочитать статью о том, как научить детей разного возраста лепке из глины: «Лепка из глины для детей — увлекательное и полезное занятие».
Мы рассказали, как сделать самостоятельно дымковскую игрушку из глины. Последовав простым МК, вы сможете совершенствовать свое мастерство, выбирая для лепки более сложные образы. А затем можно перейти и к сюжетным композициям, которыми так славится дымковская роспись.
Роспись дымковской игрушки
Глиняные статуэтки символизируют радость и жизнь. Для декорирования обычно используют гладкий орнамент в сочетании с геометрическим узором. Оттенки подбирают контрастные, которые выгодно подчеркивают друг друга.
Элементы гардероба людей, рога и копыта животных покрывают медной поталью.
Цвета
После того как подсыхает побелка мастера приступают к нанесению на фигурку узоров. Роспись дымковской игрушки имеет скудную гамму цветов:
- Синий.
- Зеленый.
- Желтый.
- Коричневый.
- Оранжевый.
- Малиновый.
Для получения дополнительных оттенков основной цвет разбавляли мелом. Например, подобным образом из синего получали голубой. |
В старину умельцы для раскрашивания фигурки брали не кисточки, а деревянные палочки, обмотанные кусочками льняной ткани. Подобный инструмент позволял создавать примитивные узоры: линии, круги, зигзаги. В наши дни для росписи берут кисточки из волос хорька.
Для придания краски блеска в нее добавляли сырой яйцо. Раскрашивание проводилось в определенной последовательности:
- Волосы чаще всего покрывали коричневым тоном.
- Глаза и брови прорисовали черной краской.
- Рот и щеки обозначали малиновым оттенком.
- Головной убор однотонный.
- Узор на наряде.
Последним этапом становилось украшение игрушки декоративными фигурками, вырезанными из сусального золота.
Элементы дымковской росписи
Для оформления глиняной статуэтки мастера всегда использовали строгий геометрический узор. Роспись игрушек – это сочетание кругов, волнистых линий и зигзагов. Обязательно используются клетки, точки и пятна. Также в элементы раскрашивания входят ромбы, созданные из сусального золота либо потали, которые наклеивают поверх нанесенного орнамента.
Каждый умелец наносит узор в соответствии с личными пожеланиями, сочетая разные комбинации. Изделие могут полностью покрыть орнаментом. В некоторых случаях наблюдается авторская лаконичность. Поэтому среди обширного ассортимента игрушек нереально отыскать две идентичные статуэтки.
Для росписи дымковской продукции характерно применение особых символов, обозначающих стремление к красоте и правде. Все орнаменты тесно связаны с природой и разнообразными оберегами.
Каждая деталь рисунка имеет скрытое значение. Например, волнистая линия символизирует воду, круг со звездой в центре – солнце. Часто в орнаменте присутствуют растительные элементы: цветы, листья и ягодки.
Характерные особенности росписи животных
Каждая глиняная фигурка расписывается по-своему. Классические статуэтки всадников, петухов и прочих любимых народом персонажей покрывают насыщенными красками. Лошадь может быт декорирована по бокам ярко-синие яблоки, индюк обзавестись веерообразным хвостом.
Характерную особенность имели утки-крылатки – ряд горизонтальных оборок. Когда смотришь на уточку, создавалось впечатление, что на ней надето два передника. |
К тому же роспись предусматривает соблюдение определенной последовательности при нанесении узора. Первой наносят широкую полосу, которая покрывает грудь утки. Узкие линии отходят от шеи, затем мастер наносит поперечные штрихи, формируя классический орнамент в клеточку.
Роспись свистулек в виде конька сочетает нанесение вертикальных полосок и ряд горошин разного цвета. При этом используемые оттенки не сочетаются между собой.
Самые популярные животные в дымковской игрушке – это конь и утка. Намного реже встречаются поросята, коровы, козлы и прочая домашняя живность. Анатомическое строение тела обычно не соблюдается, поэтому основная часть животных напоминают лошадь. Только по морде можно распознать, какое существо изобразил гончар.
Существуют ли мастера дымковской игрушки в настоящий момент
Художественный промысел со временем преобразовался из артели в производственную организацию, где мастерицы занимаются главным образом именно раскрашиванием. По сути, они являются художницами: сырье (глину) очищают и подготавливают на местном керамическом производстве под руководством технолога.
В г. Кирове с 1981 г. под нужды организации было выстроено новое здание с большими мастерскими. Промысел «Дымковская игрушка» входит в состав Союза художников России, располагает собственным магазином, имеет музей творчества.
Лучшие работы представлены на отечественных и зарубежных выставках, широко известны в странах Европы, США, Японии. Их изображения можно найти на многочисленных фото в сети.
Мастер-класс росписи дымковской барыни
Рассмотрим роспись красочной дымковской барыни на примере детских работ. В данном случае можно взять не глину, а более доступный и комфортный для ребенка пластилин. Для работы понадобятся пластилин, доска для лепки, стеки, пластиковая бутылка, гуашь, кисти беличьи, маркер и ватные палочки.
План действий:
- Из пластилина любого цвета нужно раскатать валик. Сверху отступив место на голову, приминаем пластилин так, чтобы получилась шея. Голову и туловище слепить можно и из двух частей.
- Если отрезать от небольшой пластиковой бутылки верхнюю часть, это будет хорошей заготовкой для юбочки. Туловище барыни (пластилиновое) нужно прикрепить сверху пластиковой заготовки.
- Обмазываем всю конструкцию пластилином, из двух пластилиновых валиков делаем руки и лепим кокошник, не забываем сплести и пластилиновую косу.
- Готовую барыню покрываем белой гуашью, очень плотным слоем. Нужно дождаться, пока фигурка высохнет.
- Теперь начинается самый интересный этап – роспись. Предполагается, что ребята уже потренировались основам дымковской росписи на бумаге: элементы росписи для детей можно изучать по специальным прописям. Можно сделать и эскиз на бумаге, опираясь на который ребенок будет расписывать уже объемную фигурку.
- Действовать нужно поэтапно: точки и круги очень удобно рисовать ватными палочками, которые служат своеобразными штампами. Глазки и брови удобно нарисовать черным маркером, а ротик – красным.
- Заранее ребята инструктируются, какие цвета они могут использовать в росписи. Можно проговорить и значения цветов, и символизм элементов. Так ребенок изображает не абстрактную картинку, а как истинный мастер вкладывает в работу смысл, передает какое-то послание.
Изучение народных промыслов очень нравится ребятам: хохлома, гжель, дымковская игрушка, жостовский поднос впечатляют детей красочностью, понятностью, яркостью. Из готовых расписных барынь преподаватель может сделать целую выставку, к каждой работе прикрепив описание, название. Подобные занятия продлевают век промысла, а также способствуют развитию художественного мышления ребенка.
- https://schci.ru/dymkovskaya_igrushka.html
- https://moyamamma.ru/istoriya-dymkovskoj-igrushki
- https://art-dot.ru/dymkovskaya-igrushka/
- https://farfor-biser.info/dymkovskaya-rospis/
- https://www.syl.ru/article/173218/new_dyimkovskaya-igrushka-istoriya-promyisla-tehnologiya-sozdaniya-foto
- https://masteridelo.ru/shkola-masterstva/master-klassy/poshagovoe-izgotovlenie-dymkovskoj-igrushki-iz-gliny-svoimi-rukami.html
- https://7kul.ru/promysly/vizitnaya-kartochka-rossii-matushki-dymkovskaya-igrushka
- https://masteridelo.ru/remeslo/rukodelie-i-tvorchestvo/rospis/dymkovskaya/tradiczii-dymkovskoj-rospisi-osnovnye-etapy-i-czveta.html