- Что такое синквейн
- Достоинства синквейна
- Виды синквейнов
- Традиционный
- Обратный
- Зеркальный
- Синквейн-бабочка
- Корона синквейнов
- Гирлянда синквейнов
- Дидактический
- Где применить синквейн
- Зачем составлять синквейн в школе
- Как использовать синквейны на уроке
- Правила написания
- Как составить синквейн: советы
- Первая строка
- Вторая строка
- Третья строка
- Четвертая срока
- Пятая строка
- Примеры синквейнов
- Синквейн «Родина»
- Синквейн «Семья»
- Синквейн «Весна»
- Синквейн – примеры по разным предметам
Что такое синквейн
Синквейн — это методический прием, состоящий из 5 строк стихотворной формы. Все строки являются нерифмованными, однако, написание каждой строки подчинено определенным правилам.
Достоинства синквейна
Синквейн — это игра слов, которая способствует:
- обогащению словарного запаса;
- развитию речи;
- составлению оригинальных и красивых стихотворений;
- выделению главного;
- закреплению частей речи;
- следовать алгоритму;
- формулировке мыслей в краткой форме;
- развитию творческих способностей;
- развитию образного мышления.
Составление синквейна на уроке занимает сравнительно немного времени, но при этом он является эффективным способом развития образной речи, который способствует быстрому получению результата.
Виды синквейнов
Когда в Европе возник жанр сонета, обязательным условием его написания считалось наличие 14 строк и особой схемы рифмовки.
Затем разбиение на катрены и терцеты заменилось сочетанием трёх катренов и двустишия в английском «шекспировском» сонете. Появились многочисленные модификации: сонет наоборот, сонет «на ножке», венок сонетов.
Так произошло и с жанром синквейна. Продолжатели традиции разработали несколько любопытных строфических модификаций, которым дали поэтичные и запоминающиеся названия:
- синквейн-бабочка (синквейн «с приращением», состоящий из 9-ти строк: 2-8-6-4-2-8-6-4-2);
- обратный синквейн (2-8-6-4-2);
- зеркальный синквейн (сочетание 2-х синквейнов, один из которых пишется по обычной (2-4-6-8-2), а другой – по обратной схеме (2-8-6-4-2);
- корона синквейнов (сочетание 5-ти пятистиший, образующих единое стихотворение);
- гирлянда синквейнов (аналог «венка сонетов»).
С каждой из форм имеет смысл поэкспериментировать, чтобы понять, чем одна схема отличается от другой.
Традиционный
Форма стихотворения, состоящая из пяти строк и основанная на подсчете слогов в каждой строчке. Его структура выглядит так: 2-4-6-8-2. То есть, в первой строчке должно быть слово или фраза из двух слогов, во второй – из четырех, в третьей – из шести и так далее. Традиционный синквейн может быть как рифмованный, так и нет.
В качестве примера можно привести произведения Ирины Янаковой:
Бог дал
Вороне сыр,
Польстилась та на лесть
Не надо разевать свой рот
Зазря.
Вчера
Зал опустел,
Когда свои стихи
На сцене с выраженьем ты
Читал.
Обратный
Пятистрочная форма только с обратной последовательностью стихов. То есть, в первой строке – слово или фраза из двух слогов, во второй – из восьми, третьей – из шести и т.д. Структура такова: 2-8-6-4-2.
Пример такого синквейна от Ариэля Дороро:
Прямо
Предстаёт гроза пред нами
Превращая в реку
Автострады
Вектор
Зеркальный
Стихотворная форма из двух пятистрочных строф, где первая строфа – это традиционный синквейн, а вторая – обратный.
Пример от того же Ариэля Дороро:
Грозен
Грома грохот
Будто в тучах порох
Взорван искрой метеора
Просто
Скоро
Небо станет чёрным морем
Даже жабры эха
Пахнут рыбьим
Смехом
Синквейн-бабочка
Форма стихотворения, состоящая из девяти строк со слоговой структурой 2-4-6-8-2-8-6-4-2.
И вновь пример от талантливейшего Ариэля Дороро:
В диком
Странном танце
Как протуберанцы
Скачут молнии-скелеты
Это
Видно из пучины Леты
Атлантиды бесы
Вышли шпарить
Мессу
Корона синквейнов
Завершенное стихотворение, состоящее из пяти традиционных синквейнов.
Пример от Алены Тимаковой:
Весь день
Упрямый дождь
Стучит в мое окно.
Какой однообразный блюз.
Курю…
Асфальт
Промок насквозь
И выключают свет
Заплаканные, серые
Дома.
Вчера
Ты позвонил.
Ты был немного пьян
И виновато мне сказал:
“Люблю“…
Шаги.
Открою дверь.
И сердце, словно мяч,
Готово в руки выпрыгнуть
Твои.
Молчи…
Закрой глаза…
Мы будем слушать дождь
И к музыке придумывать
Слова…
Гирлянда синквейнов
Наикрасивейшая вариация, как нам кажется. Состоит из короны синквейнов с добавлением к ней шестого синквейна, у которого первая строчка взята из первого, вторая из второго, третья из третьего синквейна и т.д.
Пример от Юлии Зайцевой:
Полночь.
Сон не идёт.
Открытое окно.
Вглядываясь в звёздную пыль,
Верю,
Что там,
В лунном свете,
Живёт Маленький Принц
И тоже разглядывает
Небо.
Видит:
Там, у окна,-
Одинокая тень.
Крикнет: “Цветок, ты ли это?!“
В ответ
Кивну
И рассмеюсь
Легко и беспечно…
“Как, всё-таки, хорошо, что
Этой
Ночью
Мы встретились!
Я счастлив оттого,
Что ты и впрямь существуешь,
Ты есть…“
Полночь.
В лунном свете
Одинокая тень…
Как всё-таки хорошо, что
Ты есть.
Дидактический
В отличие от предыдущих видов, в этой пятистрочной форме текст основывается не на слоговой зависимости, а на смысловой и синтаксической заданности для каждой строчки.
Первая строка – одно существительное или местоимение, выражающее главную тему синквейна.
Вторая строка – два прилагательных или причастия, описывающие признаки и свойства выбранной темы.
Третья строка – три глагола или деепричастия, описывающие действия в рамках темы.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к описываемому предмету.
Пятая строка — одно слово-резюме, описывающее суть предмета.
Строгое соблюдение правил написания дидактического синквейна не обязательно. Например, в четвёртой строчке можно использовать три, пять или шесть слов, а в пятой – два слова.
Пример синквейна на тему «Дом»:
Дом.
Красивый, дорогой.
Строится, сдается, продается.
Кто-то в нем живет.
Здание.
Где применить синквейн
Составление синквейна на уроке — это творческое нахождение и выделение учащимися существенных элементов изучаемой темы, вывод и формулировка согласно принципам написания строк. Такой прием способствует развитию образного мышления школьников и систематизация знаний по изучаемому предмету.
Синквейн можно использовать на уроках по любым предметам:
1) на стадии ознакомления с новой темой, как актуализация знаний.
2) на стадии осмысления, чтобы оценить степень понимания темы учащимися, а также для смены деятельности (учусь играя)
3) на стадии рефлексии, чтобы оценить уровень понимания изученного материала. Синквейн – быстрый и мощный инструмент рефлексии и педагоги чаще всего используют его именно на этой стадии урока.
После ознакомления с темой «Свет», учитель физики предлагает детям составить синквейн:
Свет
Яркий, теплый
Горит, озаряет, мерцает.
Необходим людям.
Сияние.
После прочтения сказки «Снегурочка» по литературному чтению, описать героиню с помощью синквейна:
Снегурочка
Белая, ласковая
Стремится, улетает, покидает
Жизнь скоротечна
Девочка
Синквейн по окружающему миру на тему “Куда ушли динозавры?”
Астероид
Огромный, яркий
Несся, сиял, сжигал
Жуткий удар – кто не погиб, тот страдал
Вымирание
Зачем составлять синквейн в школе
Составление синквейна – довольно увлекательное и творческое занятие, которое при всей своей простоте помогает детям самого разного возраста развивать системное мышление и аналитические способности, вычленять главное, формулировать свои мысли, расширять активный словарный запас.
Для того, чтобы написать синквейн, надо обладать знаниями и пониманием предмета – и это, плюс ко всему, делает сочинение стихотворений эффективной формой проверки знаний практически по любому предмету школьной программы. Причем написание синквейна по биологии или химии займет меньше времени, чем полноценная контрольная работа. А синквейн по литературе, посвященный какому-либо из литературных героев или литературному жанру, потребует такой же интенсивной работы мысли, как написание развернутого сочинения – но при этом результат будет более творческим и оригинальным, быстрым (для написания синквейна детям, хорошо освоившим форму, достаточно 5-10 минут) и показательным.
Как использовать синквейны на уроке
Тема, выбранная для составления синквейна должна быть близкой и интересной учащимся. Лучших результатов можно достигнуть, если есть простор для эмоциональности, чувственности.
Не всегда дети сразу включаются в работу. Затруднения могут быть связаны с необходимостью анализа, осмысления темы, недостаточностью словарного запаса, непониманием определенных терминов, страхом ошибиться. Чтобы помочь ребятам, возникает необходимость задавать наводящие вопросы, расширять кругозор, поощрять любое стремление учеников, отвечать на возникающие у них вопросы.
Основной задачей учителя, применяющего метод синквейна на уроке, является необходимость продумать четкую систему логически взаимосвязанных элементов, воплощение которых в образы позволит учащимся осмыслить и запомнить материал предмета.
Правила написания
Как составить синквейн? Это обязательно нужно делать по следующим правилам. Синквейн всегда состоит из пяти строк в определенной структуре:
- В первой строке записывается слово — существительное, отражающее основную суть темы;
- Во второй – два прилагательных, которые выражают основную идею;
- В третьей – три глагола, которые обозначают действия внутри темы;
- В четвертой – главная смысловая фраза темы;
- В пятой – существительное, которое служит заключением.
Представленный план синквейна является его основной характеристикой.
Как составить синквейн: советы
Для того, чтоб научиться правильно составлять синквейн, необходимо развивать мышление и воображение. Чем больше тренировок по составлению синквейнов, тем быстрее и качественнее они будут получаться.
Первая строка
Для того, чтоб сделать первую строчку синквейна, необходимо постараться вычленить из темы самую главную мысль. Например, при работе с синквейном на литературе, в первой строчке может быть записано слово «Булгаков».
Вторая строка
Для второй строки синквейна, согласно алгоритму, нужно подобрать такие два прилагательных, которые уточняли бы существительное в первой строке. Например, это может быть «Талантливый. Интересный.»
Третья строка
Третьей строкой в схеме синквейна дополняются уже имеющиеся слова, и записаны здесь должны быть существенные глаголы. Например, на том же уроке литературы это может быть «Писать. Удивлять. Понимать».
Четвертая срока
По методике, для четвертой строки синквейна нужно подобрать емкую фразу, относящуюся к теме. В данном случае это могли бы быть слова «Рукописи не горят».
Пятая строка
Пятая строчка в написании синквейна – это заключение, оно должно ассоциироваться со словом из первой строки. Например, А.Ахматова называла этого писателя «гением», это слово и может оказаться в конце синквейна.
Примеры синквейнов
Примеры синквейнов
Синквейн можно составлять на различные темы: исторические и географические открытия, животные и растения, математические понятия, искусство и творчество и др.
Пример синквейна о весне:
Весна.
Теплая, долгожданная
Пришла, зацвела, оживила
Вдохнула жизнь в природу.
Время года
Пример синквейна о войне:
Война
Кровавая, безжалостная
Убивает, отнимает, разлучает.
Постарайтесь вернуться назад!
Смерть
Пример синквейна о бабушке:
Бабушка
Старая, добрая
Любит, ворчит, печет
«Старушка дряхлая моя…»
Вторая мама
Синквейн «Родина»
Родина
Единственная, щедрая.
Защищать, любить, восхвалять.
Место моего рождения.
Отчизна.
Синквейн, пример которого приведен выше, можно построить и таким образом:
Родина.
Величественная, славная.
Кормит, оберегает, помогает.
Великий край героев.
Казахстан.
Синквейн «Семья»
Примеры синквейна на тему «Семья» могут быть различными. Все зависит от того, какое значение закреплено за этим словом. Посмотрите наглядно, как делается синквейн, если слово многозначное:
- Семья — это мама, папа, дети, бабушки и дедушки.
Семья.
Большая, добрая, умная.
Воспитывает, направляет, трудится.
Родные — лучшие наставники.
Любовь.
- Семья — группа людей, которых объединяют общие интересы.
Семья
Верная, интересная, разная.
Учат, развлекают, играют.
Школьные друзья — вторая семья.
Дружба.
- Семья — группа животных или птиц.
Семья.
Веселая, певучая, ласковая.
Кувыркаются, шалят, царапают.
У кошки родились котята.
Нежность.
Чаще всего задание написать такое пятистишие дают при изучении дисциплин филологического цикла. Оценить понимание художественного образа, который создал писатель, проверить знание художественного текста поможет синквейн. Примеры по литературе также подскажут детям и родителям понять, как составить синквейн.
Например, для описания персонажа или темы того или иного произведения:
Свобода
Желанная, долгожданная.
Бороться, не сдаваться, жаждать.
Независимость — основа развития личности.
Мечта.
Любовь.
Романтическая, идеальная.
Жертвовать, рисковать, мечтать.
Настоящая любовь требует борьбы.
Олеся.
Помогут разобраться в том, что такое синквейн в литературе, такие примеры описания персонажей:
Герасим.
Крепостной, несчастный.
Трудится, грустит, страдает.
В Муму нашел истинного друга.
Трагедия.
Фауст.
Умный, смелый.
Спасает, лечит, ищет.
Хочет сделать мир совершенным.
Вечный поиск.
Такое творческое задание дают, чтобы закрепить пройденный материал. При этом ученики обобщают все, что знают о предмете и явлении, проводят аналогии, подбирают синонимы, пополняют свой словарный запас. Освойте азы этого метода и составьте компанию ребенку, устройте соревнования.
Синквейн «Весна»
Весна.
Солнечная, разноцветная, душистая.
Вспыхнула, расцветила, засияла.
Разбудила царство природы.
Пора года.
Приведенное описание популярно объясняет, что такое синквейн. В русском языке приветствуется использование также причастий и деепричастий. Это показывает, насколько богат речевой запас ребенка.
Весна.
Ярко, звонко.
Осветила, согрела, зашумела.
Благоухает воздух.
Степь.
Синквейн – примеры по разным предметам
Синквейн по русскому языку может быть посвящен разным темам, в частности, можно попробовать описать таким образом части речи.
Пример синквейна на тему «глагол»:
Описывает действие, спрягается, повелевает.
В предложении обычно бывает сказуемым.
Для того, чтобы написать такой синквейн, пришлось вспомнить о том, какие формы бывают у глагола, как он изменяется, какую роль играет в предложении. Описание получилось неполным, но тем не менее по нему видно, что автор кое-что помнит о глаголах и понимает, что это такое.
По биологии учащиеся могут писать синквейны, посвященные отдельным видам животных или растений. Причем в ряде случаев для написания синквейна по биологии будет достаточно усвоить содержание одного параграфа, что позволяет использовать синквейн для проверки знаний, полученных во время урока.
Пример синквейна на тему «лягушка»:
Прыгает, мечет икру, ловит мух.
Видит только то, что движется.
Синквейны по истории и обществознанию позволяют учащимся не только систематизировать свои знания по теме, но и глубже почувствовать тему, «пропустить» ее через себя, сформулировать через творчество свое личное отношение.
Например, синквейн на тему «война» может быть таким:
Убивает, разоряет, жжет.
Мой прадед погиб на войне.
Таким образом, синквейн может использоваться в рамках изучения любого предмета школьной программы. Для школьников сочинение тематических стихотворений может стать своего рода «творческой паузой», вносящей в урок приятное разнообразие. А педагог, проанализировав творчество учащихся, может не только оценить их знание и понимание предмета урока, но и почувствовать отношение школьников к теме, понять, что их больше всего заинтересовало. И, возможно, внести коррективы в планы дальнейших занятий.
- https://koncpekt.ru/metodicheskaya-kopilka/obmen-opytom/4470-chto-takoe-sinkveyn-i-kak-ego-sostavit.html
- https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/sinkvejn-chto-ehto-takoe.html
- http://cinquain.ru/vidy-sinkvejnov-s-primerami/
- https://needlewoman.ru/skazki/chto-takoe-sinkveyn-po-literature-2-klass-k-rasskazu-na-gorke.html
- https://pedsovet.su/publ/42-1-0-5767
- https://lifemotivation.online/razvitie-lichnosti/samorazvitie/sinkvejn
- https://www.nur.kz/family/children/1734469-cto-takoe-sinkvejn-i-kak-ego-sostavit/