6 с «хвостиком» или полные 7: когда идти в первый класс? Мнения знатоков

Образование

Каждый год перед тысячами родителей встает важный вопрос – вести ребенка в первый класс или подождать? Ответ один – все индивидуально. Что еще интересного говорят опытные люди по этому поводу?

«В первом классе ребенок «дозреет» – плохая история»

Дарья Запорожская, нейропсихолог: «Школа – это важный этап в жизни ребенка, поступление в 1 класс становится лакмусовой бумажкой развития ребенка и его способности выдерживать правила. Потому так важно в понятии “психологическая готовность” выделять ее составляющие – мотивационную, интеллектуальную и коммуникативную. Первые две  играют большее значение.

Родителю важно адекватно оценить ребенка и его возможности, пройти диагностику и получить комментарии специалистов дошкольного учреждения. Если готовность есть, ребенок справляется со своим поведением, может выдерживать правила и сидит за тетрадкой или книжкой минут 20, тогда все отлично. Скорость развития у каждого ребенка индивидуальна. Девочки могут “созревать” чуть раньше мальчиков, они чаще готовы к школьному обучению в 6,5 лет.

С мальчиками сложнее, и, в данном случае, лучше подождать, если ребенок не готов. Ожидать, что в первом классе он “дозреет” – плохая история, поскольку требования высокие, у педагога нет возможности заниматься конкретным ребенком, и последний начинает стойко не успевать, или нарушать дисциплину.

А к вопросу об армии – есть много вариантов, как выстроить образовательный маршрут ребенка. Сейчас снова заговорили о введении программы 1-3 (без 4 класса), есть варианты образования в экстернате, поступление в колледжи, а затем уже в ВУЗ.

В каждом конкретном случае нужно отталкиваться от возможностей ребенка и его потребностей, и тогда школьное обучение будет только на пользу”.

«Нужно давать ребенку больше самостоятельности»

Нина Некрасова, педагог, автор «Перестаньте детей воспитывать – помогите им расти» и других книг о воспитании. Пишет в соавторстве с дочерью Заряной Некрасовой: “Мозг ребёнка развивается неравномерно. Если какой-то из блоков недостаточно сформирован, школьнику будет трудно усваивать знания. Дайте ребёнку посильное (но не слишком лёгкое) задание и посмотрите, как он с ним справится.

Энергетический блок поддерживает общий тонус. Дети с его «отставанием» не могут подолгу заниматься одним видом деятельности (например, старательно обводить по контуру, писать те же палочки и крючочки). Ребёнок, быстро устав, бросает работу, вы настаиваете – он капризничает вплоть до истерик.

Пока не сформирован блок приёма, переработки, хранения информации – у ребёнка трудности с пространственной ориентацией, запоминанием (пишет на листе/тетради не там, где надо, не может, скажем, найти правый нижний угол), путает цифры, буквы.

Блок программирования и регуляции контроля деятельности не созрел – и дошколёнок ведёт себя, как 3-летний малыш, вертится, отвлекается, переключается на что-то иное (т.е. не в состоянии контролировать ни себя, когда выполняет задание, ни результатов собственной деятельности).

Что делать? Просто выждать время и создать благоприятные условия. На задержку развития влияет и такой важный фактор, как гиперопека или жесткий контроль. И в том, и другом варианте ребёнок приучен во всём полагаться на взрослых и в результате интеллект его развивается медленнее.

Физический возраст ребёнка и психологический могут не совпадать. И чтобы психологический не отставал, надо давать чаду больше самостоятельности – в принятии решений, в действии, в деятельности”.

«Мама должна чувствовать, что все правильно»

Елена, Прохорова, мама троих детей: «Мой старший сын пошел в школу позже сверстников, и я ни дня об этом не жалела: у него не было страха, Демид учился спокойно и уверенно. И сомнений не было. Правда, он тогда ходил в очень хороший логопедсад, и хотелось продлить сие удовольствие.

Но я никогда не думала, что Демид будет белой вороной. Мне кажется, сейчас родители уж слишком много думают. При этом забывая, что только в семье, с помощью любви (а не ее имитации), можно дать ребенку уверенность и внутреннюю силу. Мама должна знать (чувствовать), что все, что она делает, – это правильно! И неважно, о чем именно идет речь. Это как мантра: «Я знаю, что мой ребенок идет в первый класс в нужное время, в нужную для него школу, которая будет лучшим местом для получения им, им лично, знаний и т.д. и т.п.». Вот, я о чем: что думаешь, то и притянется обязательно.

В конце 9 класса у нас появилась идея об экстернате, поэтому вопрос призыва в армию был решен. Сейчас Демид уже студент, учится в Санкт-Петербурге.

Младший сын, Светослав, захотел в школу, когда ему еще не было 7 лет. Я сомневалась, стоит ли, но он так просил, что рискнула. И это стало настоящим преодолением. В результате, после трех лет обучения в школе мы перешли на семейное образование, чем очень довольны.

Исходя из своего опыта, могу сказать, что я за то, чтобы дети, особенно мальчики, шли в школу ближе к 8 годам».

Если хотите регулярно получать наши статьи — присоединяйтесь к сообществам в социальных сетях ВКонтакте и Facebook

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Развитие детей дошкольного возраста
Добавить комментарий