«Раньше, когда люди узнавали о домашнем обучении, спрашивали: «Он что, болеет?», а сейчас: «Как вам это удалось?», – говорит Елена Прохорова, мама троих детей, двое из которых уже окончили школу. А у младшего с учебным заведением не заладилось… Вот их история.
Около 10 лет назад мы решили перебраться из шумной и суетливой Москвы в ближайшее Подмосковье. Думали, ну, какая разница, до столицы же недалеко, в социальной жизни ничего особенно не изменится. Но мы ошибались.
Нужно было возить дочку Настю на музыку, среднего сына Демида – на футбол – всё в Москву. Правда, с деревенской школой на тот момент нам повезло: она была маленькой, в классе по 12-15 человек, индивидуальный подход. Старшие учились там. После 9 класса дочь ушла в колледж, а сын экстерном окончил 710-ю московскую гимназию (два года за один).
Светослав очень хотел в школу! Он постоянно в нее играл, просился туда. На момент поступления ему было 6 лет и 8 месяцев. Позже я очень пожалела, что отдала его так рано. Демид пошел около 8 лет, и у него никогда ни перед чем не было страха, он учился спокойно и уверенно. Потом я общалась со многими психологами, которые говорили, что мальчиков лучше отдавать в школу на год позже, они потом быстро нагоняют остальных.
Но под натиском младшего сына я все же сломалась, и наша учеба обернулась сплошным преодолением.
«Я какой-то не такой»
Так говорил мой Светослав, рассматривая себя в зеркале. Ведь большинству его одноклассников было больше семи лет. Он постоянно себя с ними сравнивал, огорчался, рыдал.
В тот момент школа стала расширяться, в классы набирали больше детей (при той же территории), потому что появилось много приезжих, уровень образования явно упал. Учителям не было никакого дела до детей.
Возвращаясь из школы, Светослав бросал тетради и книги, садился играть. И, конечно, ничего не успевал. Мы нанимали репетиторов – ничего не помогало. Я ходила к учителю и просила позаниматься после уроков, ведь в моё время это было вполне нормально. Но получала отказ: «Нам не положено». А раньше было положено? Куда это все делось?
Проблемы накапливались, как снежный ком. Ребенок явно не наигрался, поэтому и школу воспринимал как игру. И, сколько я ни билась, по-другому не получалось. За три года у меня накопилось столько негатива, что, когда мой муж 7 сентября перед 4-м классом спросил у меня: «Дорогая, мы в школу пойдем?», я ответила: «Не знаю».
Не знаю, что делать, мне страшно
У меня было только одно желание – не отдавать его в школу вообще. Хорошо. А кто тогда будет учить моего ребенка? Репетиторы? Но нужно же быть прикрепленным к какому-то учебному заведению, куда нести документы? С той, деревенской, связываться больше не хотелось…
Я была подписана на питерскую «Школу Экспресс», которую можно было окончить экстерном (тогда еще в интересах Демида). И вот в тот самый момент, когда муж задавал вопрос о дальнейшей образовательной судьбе сына, мне на почту пришла рассылка. В ней говорилось, что с сентября они запускают дистанционное обучение. Это и было нашим выходом.
Через два дня я уже стояла перед директором, Ольгой Дмитриевной Владимировской, и говорила: «У нас беда. Я не знаю, что делать, мне страшно». И она ответила: «Прекрасно! Мы высылаем вам все материалы. Можете нанять учителя по Skype или просто сдавать экзамены в удобное для вас время».
Так мы перешли на домашнее обучение. Сказать, что было страшно – ничего не сказать! Такая каша в голове! Мы писали режим дня, и к вечеру все разваливалось. Родственники не понимали и не одобряли.
Я и сама старой закалки – привыкла подчиняться общепринятым правилам, всегда была на стороне учителей и большинства. Но Светослав заставил меня смотреть на все иначе: учителя далеко не всегда правы, и детям порой нужно что-то другое. Самое важное, что муж был на моей стороне, сама бы я не справилась. А раз мы заодно, бабушки и дедушки быстрее сдаются.
Режим дня и личный пример
Организовать семейное обучение, на самом деле, очень сложно. Важно маме самой быть собранной, самой соблюдать режим. И да, личная жизнь отходит на второй план: я забыла про маникюры, педикюры и встречи с подругами. Стоит мне отвлечься, как тут же отвлекается сын, и дело стоит.
Глупо также говорить: «Иди читай книжку», а самой садиться перед телевизором. Нужно быть не только организатором, но и правильным примером для своего ребенка. В начале пути всегда тяжело.
Я понимала, что мы по-прежнему ничего не успеваем. Пришлось нанимать репетитора, которая преподавала ему математику с нуля – настолько было все запущено. Зато Светослав изучил трехлетний материал за один месяц. И я поняла, что с хорошим педагогом можно горы свернуть.
Несложно найти и более бюджетный вариант. Есть мамы, чьи дети на домашнем обучении, которые собираются вместе, оплачивают преподавателя. Это выходит гораздо дешевле, но не менее качественно. Опять же – социализация.
У нас с этим вообще проблем нет. Во-первых, дома редко бывает пусто – регулярно гости, дети, шумно и весело. Во-вторых, Светослав ходит в музыкальную школу, посещает секцию хоккея, где есть друзья, а тренер – как второй отец. Кроме того, мы часто путешествуем, получаем много впечатлений. Когда ребенок один в семье, наверное, с этим сложнее.
На домашнем обучении мы второй год. Могу сказать, что процесс идет. Сын недавно попросил: «Мам, давай напишем режим дня, а то я без него теряюсь». Считаю, это прогресс. Ребенок взрослеет, меняется, становится более самостоятельным. И я меняюсь вместе с ним. Не зря же говорят, что дети – наши Учителя.
Если хотите регулярно получать наши статьи — присоединяйтесь к сообществам в социальных сетях ВКонтакте и Facebook