Правила безопасности ребенка: реальная история и рекомендации психолога

Крупным планом

История о «добром» дяденьке, который преследовал одиннадцатилетнюю девочку, взбудоражила интернет. Постом автора, Julia Lamash, поделились больше 30 тысяч раз. Приведу ее рассказ, а в конце читайте комментарии психолога о том, как правильно общаться с детьми на тему безопасности.  

Шоколадка в пуховике

Моей дочери в начале осени исполнилось 11 лет. Еще ребенок, но уже и не совсем.
В прошлый четверг, когда мы днем проходили по улице, которая ведет к нашему дому, какой-то мужчина бросил ей фразу, типа «Я тебя помню с прошлого года». Я ни самой фразе не придала значения, ни тому, кто ее сказал; прошли себе мимо, дочка еще засмеялась – как это, какой-то незнакомый мужик будет ее помнить. Прошли и забыли начисто.

Вчера она пришла домой из школы (постоянно звонит мне, где находится, куда идет), и я обнаружила в кармане ее пуховика шоколадку. У нас прекрасные отношения, и факт, что она не сказала мне сразу, откуда, а только «потом расскажу» – насторожил. Вынула шоколадку и нашла прилипший к ней чек: куплена – внимание! – в 6-50 утра!!! У нас в АТБ.

Затем дочь рассказала, что утром, когда она шла от дома к метро (это 5-6 минут ходьбы) уже близко к метро возле дороги ее встретил мужчина, который стоял так, что пройти мимо него нельзя было, и он ждал именно ее. Тот самый, который на прошлой неделе приметил ее и бросил какую-то фразу.

Он сказал: «Я тебя так ждал, так ждал…!» – и предложил шоколадку, он же предложил положить ее пока в карман и продолжил разговор. Это было 7-40 утра.

“Дочь не рассказывала, пока я не спросила”

– А мама, наверное, заболела раз ты одна?
– Нет, мама дома.
– А мама, наверное, позже поедет на работу?
– Нет, она дома работает.
– А папа?
– Он на работе.
– А ты, наверное на «О..» в школе учишься? (метро)
– Нет, я выхожу на…(называет станцию)
– А, так твоя школа там находится, наверное?
– Нет, она на…(называет где)
– А ты наверное в ..классе?
– Нет, я в …классе.
– Ну, я с тобой поеду, провожу тебя.

И поехал с ней до ее станции метро. Вышли и на перроне, он наклонился и быстро заговорил, чтобы она приходила к нему в гости на работу в магазин К. (это по дороге к нашему дому, недалеко).

Обо всем, что произошло, дочь не рассказала, пока я не спросила.

«Я думала, что если плохо, то все было бы по-другому»

Миллион раз я рассказывала о том, что разговаривать и брать что-то от незнакомцев нельзя, показывала видеосюжеты о правилах безопасности. Но она ни на секунду не заподозрила ничего плохого. На мой вопрос «Как ты могла?», – ответ был: «Я думала, что если плохо, то все было бы по-другому».

После нескольких разговоров с дочерью выяснились все причины ее «послушания» незнакомому мужчине:

1. На вид обычный и добрый дяденька.
2. Он знакомый, только потому, что он заговорил с ней на той неделе, значит, не страшный.
3. Он умеет правильно задавать вопросы и мягко говорить – дочка начисто не запомнила его внешность, кроме возраста и голоса. Голос, говорит, был добрый.
4. Ей было неудобно не отвечать на вопросы взрослого. Это же невежливо!
5. Он дал ей шоколадку? Ну, наверное, он одинокий и очень добрый!

Вот так. Несмотря на все мои разговоры и систематическое повторение правил безопасности.

Девочка в наушниках
Автор – В. Фролов. Фото с сайта “Лиза Алерт”

«Только сегодня моему ребенку стало страшно»

Утром я собрала дочь в школу. Сама сказала ей, что буду идти сзади, поодаль, и еще взяла с собой планшет.

Ровно в том же месте, возле перехода к метро на тротуаре стоял тот самый любитель детей. С протянутыми к ней руками, и в них – пакет с яркими мандаринами и с шоколадными конфетами. Ждал именно ее. Она подошла, он заговорил, и так хорошо, что она еле удержалась, чтобы не взять то, что он предложил. Но дочь молчала. Только тогда она, наконец-то, испугалась по-настоящему.

– Привет, я тебе купил мандаринки и конфеты, бери!
– …
– А, наверное, ты не берешь, потому что мама не разрешает?
– …
– Ну, так сделаем так – ты приходи ко мне после школы сразу в К., на работу, я тебе сам их положу в портфель.

В этот момент я подошла, быстро сфотографировала его (фото можно посмотреть в профиле автора по ссылке выше), дернула дочь за руку, и мы очень быстро ушли. Домой, другой дорогой…

И только сегодня моему ребенку стало страшно. На данный момент к нему приехала полиция. Он работает разнорабочим, в К. Мне перезвонили и пообещали, что он больше к моему ребенку не подойдет.

Берегите своих детей!

Психолог: откажитесь от противоречащих посланий

Я попросила детского психолога Дарью Запорожскую прокомментировать эту историю: на что важно обратить внимание в своих рассказах ребенку о безопасности, чтобы подобное не повторилось. Вот, что она ответила:

«Описанная ситуация не так уж редко встречается. Несмотря на то, что у многих родителей уже от зубов отскакивают предостережения «Не разговаривай», «Не бери», «Не ходи в неизвестные места». И здесь можно выделить несколько причин:

  1. Ребенок очень доверчив или воспитан (как в приведенном примере), поэтому действительно, не ответить взрослому он не мог. В этом случае самим родителям важно видеть, когда они начинают давать противоречащие друг другу послания: «Невежливо не поздороваться», «Когда спрашивают – нужно отвечать» и «Не говори с незнакомыми». Для взрослого разделение понятно, а вот для ребенка – нет;
  2. Мы учим не подходить и не говорить, формируя в голове ребенка отрицательный образ. Детская фантазия дорисует его до нужной кондиции и закрепит в памяти. Но когда в жизни дети сталкиваются с «нормальными, добрыми» взрослыми, у них эти предостережения просто не всплывают в памяти. Здесь родителю важно заниматься не запугиванием, а методичным разъяснением того, почему не стоит идти на контакт и как могут вести себя люди (показывать примеры, или даже несколько раз проиграть такую ситуацию дома);
  3. Особенно стоит обращать внимание на информирование подростков. Для них характерно снижение критичности и чувство собственной неприкосновенности. Проведите дополнительные беседы с ребенком, преподнесите ему информацию с новой стороны. Старайтесь в таких разговорах избегать привычного «нравоучительного тона», задавайте больше вопросов, направленных на выяснение его позиции, спрашивайте, как он бы повел себя в той или иной ситуации.

И помните, что жизнь и здоровье детей – в ваших руках, а, значит, всегда должен быть контакт с ребенком».

Вот здесь вы найдете ценные рекомендации о безопасности ребенка от добровольческого отряда «Лиза Алерт», которые нужно знать и применять в каждой семье.

Если хотите регулярно получать наши статьи — присоединяйтесь к сообществам в социальных сетях ВКонтакте и Facebook

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Развитие детей дошкольного возраста
Добавить комментарий