Задержка психического развития у детей может проявляться по-разному, но официальное заключение составляется специалистами только в возрасте 7-8 лет. Однако, заметить отставание в развитии и вовремя начать заниматься с ребенком можно и раньше.
Как диагностировать задержку психического развития у детей в разном возрасте:
9 -10 месяцев – Игра в прятки
В присутствии ребенка спрятать игрушку – малыш должен ее найти, т.к. в этом возрасте уже происходит формирование простых мыслительных навыков.
1-1,5 года – Подарок
У ребенка должен быть повышенный интерес к новым игрушкам, попытка их изучить. Малыш испытывает любопытство ко всему, что его окружает.
2-3 года – Простейшие конструкторы
Сейчас в продаже много самых разнообразных конструкторов, где необходимо собрать фигуры, подходящие друг к другу по отверстиям. Ребенок этого возраста должен легко справляться с этим заданием.
3-5 лет – Речевые навыки
Дети этого возраста с нормальным развитием с легкостью объясняют смысл таких простых понятий, как «дождь», «машина», «телефон», «подарок» и т.п.
5-6 лет – Логика и эмоциональность
Ребенок со здоровым развитием в этом возрасте знает цвета, он должен уметь считать, понимать, где один, а где пять. В этот период ребенок должен быть увлечен чем-то, иметь любимые занятия, быть общителен.
Общая характеристика детей с замедлением темпа развития
1. У ребенка с нарушением развития низкий уровень восприятия – оно замедленно и неточно.
2. Слуховое восприятие развито хуже зрительного.
3. Внимание у ребенка, страдающим синдромом ЗПР, кратковременно и поверхностно. Ребенок очень легко отвлекается или переключает внимание.
4. Сложности вызывают ситуации, требующие концентрации внимания и сосредоточения.
5. Детям с задержкой развития свойственна плохая память – частичное запоминание, преобладание зрительной и образной памяти над словесной.
6. Ребенку с замедленным развитием сложно анализировать, сравнивать и обобщать. Упорядочивать события, подводить итоги, формулировать выводы такие дети могут только при помощи взрослых.
7. Отсутствует потребность в частом общении с людьми – как с детьми, так и со взрослыми.
8. Детям с этим диагнозом свойственны отставание в становлении речи, низкая речевая активность или слишком медленная речь.
9. У детей с задержкой заметна ограниченность словаря, неполноценность понятий, поверхностное знание об элементарных вещах.
10. Детям с ЗПР свойственны общая неорганизованность, импульсивность, низкая активность во всех видах деятельности, отсутствие желания добиваться своей цели.
Не стоит забывать, что прежде, чем делать неутешительные выводы, ребенок должен пройти наблюдение у ряда специалистов, входящих в состав психолого-медико-педагогической комиссии. Это детский психолог, логопед, дефектолог, психиатр, детский невролог и другие специалисты. Только после всестороннего обследования выносится заключение о наличии задержки психического развития.