- Что представляют собой блоки Дьенеша?
- Почему стоит приобрести блоки Дьенеша?
- Достоинства и недостатки методики Дьенеша
- Разновидности игр и занятий с набором Дьенеша
- Занятия по ЭМП
- Моделирование сказок на коммуникативных занятиях
- Физкультурные занятия и подвижные игры
- Таблица: фрагменты конспектов игровых занятий с применением блоков Дьенеша в детском саду
- Сюжетно-ролевые игры
- Цель применения методики Дьенеша
- Варианты использования дидактического материала
- Комплект дидактического материала
- Картотека дидактических игр с блоками Дьенеша (старший дошкольный возраст)
- Д/И «На полянке»
- Д/И «Равенство»
- Д/И «Найди меня»
- Д/И «Найди пару»
- Д/И «Украсим елку бусами»
- Д/И «Улитка»
- Д/И «Определи и разложи»
- Д/И «Сколько?»
- Д/И «Домино»
- Подвижная игра «Кошки-мышки»
Что представляют собой блоки Дьенеша?
Это комплект геометрических фигур из дерева или пластика. Четыре формы: квадрат, круг, прямоугольник и треугольник. Три цвета: жёлтый, синий и красный. Четыре размера: большой, маленький, толстый, тонкий.
Всего в наборе 48 фигур (по 16 каждого цвета) — и ни одна из них не повторяется полностью. Каждый блок отличается от всех остальных как минимум по одному параметру.
16 синих блоков16 синих блоков
Именно такую комплектацию имеет набор, популярный у нас в стране. Выпускает его российская компания «Корвет». Блоки пластиковые, качество среднее.
Коробка, конечно, знавала лучшие времена…Коробка, конечно, знавала лучшие времена…
«Корвет» печатает и пособия к блокам — альбомы для развивающих игр.
Играя с блоками (по пособиям «Корвет» и не только по ним), ребёнок много чему учится:
- узнавать и различать геометрические фигуры;
- сравнивать по цвету, размеру, форме;
- классифицировать (группировать элементы по заданному признаку);
- обобщать (находить общий признак в группе разных элементов);
- анализировать (выделять признаки блока и др.);
- систематизировать (упорядочивать блоки).
У ребёнка формируются пространственные представления, развивается так называемое геометрическое воображение. И это даже не полный перечень знаний и способностей, которые обретают дети в игре с блоками.
Почему стоит приобрести блоки Дьенеша?
Потому что стоимость набора невелика. Места он занимает немного. Зато всегда под рукой имеется полезная развивающая игра, которой можно увлечь ребёнка.
Этот дидактический материал может понадобиться для самых разных занятий и игр.
Я купила набор блоков, когда моему ребёнку было всего полтора года. Сразу приобрела и три печатных пособия. Первые несколько месяцев мы занимались с блоками практически каждый день. Потом интерес к ним угас, но не полностью.
Так что рекомендую приобрести эту игру как можно раньше, не дожидаясь трёхлетия (формально блоки рекомендованы детям с трёх лет). Уже вскоре после года они могут быть интересны малышу.
Сейчас моему сыну три с половиной года, мы до сих пор регулярно достаём эту коробочку. Расскажу, как мы играли с блоками раньше и как используем их теперь.
Достоинства и недостатки методики Дьенеша
Свою методику Дьенеш разработал на основе не только педагогических, но и психологических исследований. Она позволяет эффективно и в то же время творчески знакомить малышей с математикой с помощью интересных логических игровых заданий.
Золтан Дьенеш выделял 6 стадий освоения математики — от свободной игры, а затем игры по правилам до самостоятельного формулирования ребёнком логических выводов и умозаключений.
Свою теорию Дьенеш создавал для детей от 3 до 8 лет с учётом физиологических особенностей данного возрастного диапазона. На практических занятиях дошкольники осваивают эту методику, как правило, с лёгкостью и интересом. Игры с блоками Дьенеша в детском саду наглядно демонстрируют, что воспитанники быстро приобретают способность анализировать и обобщать информацию и производить логические операции. Дошкольники учатся обозначать различные свойства предмета, замечать разницу и классифицировать объекты по внешним признакам, выделять главные признаки. У ребят развиваются комбинаторные, аналитические способности, когнитивные и речевые навыки.
Достоинство методики венгерского учёного в том, что сложные математические знания, навыки дошкольники приобретают в непринуждённой обстановке — в ходе игры, пения, выполнения движений. Малыш даже не догадывается, что он усваивает такие непростые представления, как, например, алгоритм или кодирование информации.
Методика Дьенеша исключает скучные задания — ребёнок обучается математике легко и непринуждённо
Однако находятся взрослые, которые считают теорию Дьенеша сложной и не вполне доступной детскому восприятию (при том, что российская педагогика признала методику очень эффективной не только для развития интеллекта, но и творческой личности дошкольника). В качестве недостатков набора логических блоков выделяют следующие:
- недостаточное цветовое разнообразие;
- некорректное понятие толщины (ведь среди фигур нет плоских, а есть только более или менее объёмные);
- детям старшего дошкольного возраста для занятий порой недостаточно одного комплекта блоков;
- в продаже в свободном доступе нет альбомов с упражнениями по методике Дьенеша.
Разновидности игр и занятий с набором Дьенеша
Организовывать работу с логическими блоками в ДОУ можно в разных формах:
- занятия (в первую очередь, это формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) и развитие речи — моделирование сказок, а также комплексные и интегрированные, включающие несколько видов деятельности);
- игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные);
- деятельность в свободное от занятий время (конструирование, изобразительное творчество — составление картин из блоков, их использование в роли предметных ориентиров и пр.).
Занятия по ЭМП
Чаще всего манипуляции с комплектом Дьенеша включаются в содержание занятий по ЭМП. На основе фигур воспитатель предлагает детям различные задания, в ходе которых они закрепляют понятие формы, размера, количества и пр. Чаще всего эти упражнения вписываются в определённый сюжет.
Традиционно блоки Дьенеша используются на математических занятиях
Например, Маша (героиня популярного мультфильма) напекла для Мишки пирожки разных цветов, размеров и форм (их роль выполняют блоки Дьенеша). Но все они перемешались. Маша же хотела все круглые оставить медведю, квадратными угостить медведицу, а треугольные передать своим бабушке с дедушкой. Задача дошкольников — рассортировать пирожки по тарелкам. Себе же Маша испекла аппетитный тортик, который дети моделируют из блоков: большой жёлтый корж (большой круг) украшен двумя маленькими кружками и одним маленьким треугольником, причём все предметы имеют разный цвет.
Моделирование сказок на коммуникативных занятиях
Оказывается, используя набор Дьенеша, можно построить и увлекательное занятие по развитию речи. С помощью блоков моделируют сказки. Метод моделирования позволяет заострить внимание дошкольника на логике изложения, ключевых признаках персонажа, метафоричности родного языка. Используя блоки Дьенеша, педагог символически обозначает главных героев сказки.
За основу можно брать известные дошкольникам русские народные сказки. Каждому ребёнку выдаётся набор блоков, и он повторяет действия за воспитателем — выкладывает на своём рабочем месте фигуры. К примеру, в сказке «Курочка Ряба» деда и бабу можно обозначить большими прямоугольниками: деда — синим, а бабу — красным. А курочку педагог после совместного обсуждения с детьми решает представить в образе большого жёлтого круга. Яичко, соответственно, будет маленьким жёлтым кружочком, а мышка — синим треугольником маленького размера. После обозначения всех героев воспитатель предлагает ещё раз вспомнить их: показывает малышам какую-то фигуру, а они описывают её свойства (цвет, форма, размер) и угадывают персонажа сказки. В младшей группе лучше брать только 3 параметра, толщина учитывается начиная со средней группы. В старшем звене задание можно усложнить: ребёнку завязываются глаза повязкой, он берёт в руки блок, называет его свойства и отгадывает героя.
Каждый герой сказки соотносится с определённой фигурой из набора Дьенеша
Подобным образом можно обыгрывать на коммуникативных занятиях сказки «Колобок», «Теремок», «Репка», «Пых». Сказка «Теремок», например, интересна тем, что с помощью блоков Дьенеша малыши закрепят представление о размерах животных: так, лягушка и зайчик будут маленькими треугольниками (соответственно, красным и синим), а лисичка и волк — фигурами большого размера (красный треугольник и жёлтый квадрат). А путём моделирования белорусской сказки «Пых» дошкольники лучше усвоят форму овощей: капуста, морковь, свёкла, репа.
В средней группе воспитатель может импровизировать. Например, в сказке «Кот и петух» хитрая лисица обозначается большим толстым треугольником красного цвета. И когда она в третий раз украла петушка, к её дому пошёл кот и украл сыночка лисы — лисёнка (маленький тонкий треугольник красного цвета). Кот и лиса обменялись своей добычей, и с тех пор плутовка больше не показывалась на пороге дома котика и петушка. Такая импровизация вместе с использованием набора Дьенеша сделает занятие по развитию речи более увлекательным для детей и будет способствовать развитию воображения.
Вместе со старшими дошкольниками педагог может сочинить свою собственную сказку. Дети делятся на 3 группы и выбирают цвет своего царства (у каждой группы — коробка с блоками). Воспитатель рассказывает сказку, а дошкольники назначают фигуры на роли персонажей (определённого цвета в зависимости от царства).
«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. Он был сильный, большой, толстый и похож на прямоугольник (дети выбирают блок — большой толстый прямоугольник). У царя была царица, очень похожая на него, только тоньше (выбираем блок — большой тонкий прямоугольник). Жили они очень счастливо, и было у них двое детей, похожих на них, только маленьких (маленький толстый и тонкий прямоугольники). И вот однажды…»
Дальше сказку можно продолжить в соответствии с замыслом самих дошкольников. В качестве варианта можно использовать тему недели: герои отправились в лес по грибы либо ягоды, завели себе домашнего питомца и т. д.
Блоки Дьенеша можно включить и в занятие по ознакомлению с окружающим миром для лучшего усвоения материала. Например, воспитатель рассказывает ребятам о республике, её особенностях, в том числе о характерных чувашских узорах, их символичном значении. Внимание детей обращается на то, что детали орнамента напоминают геометрические фигуры. И вот здесь педагог предлагает ребятам самим превратиться на время в мастеров и сложить знакомые символы, используя блоки Дьенеша.
Физкультурные занятия и подвижные игры
Развивающие блоки Дьенеша помогут сделать более захватывающим и занятие по физическому воспитанию. Организовать его можно как серию подвижных игр с геометрическими фигурами (последние используются в роли предметов-ориентиров, домиков или дорожек).
Логические блоки уместно использовать и на занятиях по физическому воспитанию в УДО
Приведём примеры спортивных игр:
Подвижная игра «Кошки-мышки» для старшей и подготовительной группы.
Каждой «мышке» (несколько детей) воспитатель на шею надевает жетончик с символическим изображением признаков блоков Дьенеша. У кота Васьки также есть жетоны. Мышки водят хоровод со словами:
- Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснётся Васька-кот
И разгонит хоровод.
На последней фразе кот очень быстро надевает любой из своих жетонов и начинает ловить «мышей». А жетон — это информация о том, каких именно «мышей» намерен поймать кот (у которых такая же символика). Остальным Васька не страшен: его могут дразнить, смеяться над ним. Когда кот поймает нужную мышь, она занимает его место, и игра возобновляется.
Кот ловит только мышей с такой же символикой, как у негоВ младшей группе игра начинается с одного свойства — цвета. По мере взросления детей правила усложняются, например, кот ловит только жёлтых и квадратных мышей.
Эстафета «Собираем урожай» («Рыбалка», «Перевозка грузов»). Капитан (воспитатель) находится в одном конце зала с корзиной и логическими блоками. Игроки-дошкольники стоят в колонне на другой стороне. В середине зала в обруче рассыпаны блоки Дьенеша. Для каждого участника-ребёнка педагог поднимает вверх руку с определённой фигурой. Ребёнок должен выбрать такую же, подбежать и поместить её в корзину. Затем эстафета передаётся другому игроку.
В старшей и подготовительной группе игру можно усложнить: педагог показывает не фигуру, а её символические свойства. Игра «Космический корабль». Дошкольники делятся на команды, у каждой — свой набор Дьенеша. Воспитатель на полу раскладывает обручи красного, жёлтого и синего цвета, над ними располагается изображение ракеты. Задача игроков — как можно быстрее заполнить свой обруч такого же цвета фигурами (топливом) с заданным свойством (например, только толстыми). Тогда ракета сможет выйти на орбиту и полететь.
Таблица: фрагменты конспектов игровых занятий с применением блоков Дьенеша в детском саду
Автор и название занятия | Ход занятия |
Качакаева С. Б. занятие по математике «Чудо-дерево» во второй младшей группе | Воспитатель подводит дошкольников к макету дерева (на нём развешены мешочки) и читает стихотворение:
Педагог снимает один мешочек и высыпает на стол его содержимое — там оказываются блоки Дьенеша. С помощью наводящих вопросов дети догадываются, что это геометрические фигуры. Уточняются их цвета. По заданию воспитателя ребята показывают блоки определённых цветов.
Воспитатель предлагает сделать Тяпе подарок: снимает с дерева ещё один мешочек — там находятся контурные изображения домика для собачки. Это дождик смыл с картинок все краски. Задача дошкольников — раскрасить крышу синим цветом, а саму будку красным. |
Гайдыш И. сюжетно-дидактическая игра «Полёт на Луну» в средней группе | <… На экране возникает слайд с изображением Лунтика. Он сообщает, что его родную Луну засыпало камнями, и жители не могут самостоятельно разобрать завал, потому что не знают геометрических фигур (они не различают их цвет и величину). Герой просит помощи у ребят. Слайд с изображением Луны. Чтобы помочь сказочному герою, детям предстоит отправиться в космос, а для этого нужна ракета. Индивидуальное задание — составление ракет из геометрических фигур. Чтобы завести ракеты, нужно расшифровать код. Воспитатель ударяет молоточком определённое количество раз — дети должны посчитать число ударов и поместить на доску соответствующую цифру. Таким образом расшифровывается код из 5 цифр. Ракета взлетает. Ребята встают из-за столов и образуют круг. Внутри него 2 обруча синего и зелёного цвета, вокруг которых рассыпаны логические блоки Дьенеша. Это и есть Луна, здесь много камней, прилетевших из космоса. Педагог и дети обсуждают, чем они отличаются. Чтобы помочь Лунтику, нужно в синий кратер (обруч) поместить все синие фигуры, а в зелёный — все круглые. Малыши выполняют задание (каждый берёт один предмет). Все оставшиеся «камни» воспитатель просит убрать в красный «кратер». Лунтик очень доволен, он приготовил ребятам сюрприз. Ракета возвращается на Землю. Педагог читает стихотворение Я. Акима про нашу планету:
Лунтик угощает детей вкусными «камушками» (конфетами). |
Задорина А. С. интегрированное физкультурное занятие «Путешествие на остров» в старшей группе | Педагог предлагает дошкольникам отправиться в путешествие. Под музыку выполняются упражнения: ходьба (обычная, на пятках, носках), медленный бег, подскоки. Перестроение тройками и выполнение упражнений. <…> Педагог загадывает загадку про дорогу:
На экране появляется слайд с изображением воздушного шара — именно на нём дети будут путешествовать. Билеты — это закодированные карточки (символическое обозначение определённого блока Дьенеша), по ним нужно определить своё место (на стульчиках лежат сами блоки). Ребята садятся.
Чтобы снять с города густой туман, который напустил волшебник, нужно решить математические задачки:
Следующее задание: на столе мальчик строит по схеме из блоков Дьенеша дворец, а девочка — замок. |
Речитская Е. занятие «Космическое путешествие» в подготовительной группе | <… Раздаётся шум — это сломался космический корабль. Входящий звонок по скайпу: фиксики обращаются к землянам. Они летели на свою родную планету Фиксатон, везли подарки друзьям, но потерпели крушение (пропали и корабль, и подарки). Фиксики просят ребят о помощи (отремонтировать корабль и достать новые подарки) и передают им помогатор — сундучок с логическими блоками. Беседа о фигурах в наборе, их отличиях друг от друга. Педагог также демонстрирует и объясняет символы блоков. Дети берут свои «помогаторы» и начинают тренироваться (подбирать фигуры к символу). Воспитатель предлагает сначала купить в магазине подарки фиксикам, а затем отремонтировать ракету. Дети отправляются в магазин подарков. Здесь каждая вещь имеет цену — закодированную информацию (символическое обозначение блока Дьенеша). Блок — это денежка, которой можно рассчитаться. Педагог берёт на себя роль кассира. Ребята делают покупки и складывают подарки в коробку. Ремонт ракеты — составление её изображения по схеме (работа в парах). Ракеты с подарками отправляются на космодром. Звонят фиксики и благодарят ребят за помощь…> |
Сюжетно-ролевые игры
Большой интерес представляют и сюжетно-ролевые игры на основе блоков Дьенеша. Их также можно взять за основу занятия (область «социализация»). Например, играя в «Магазин», дети обозначают деньги блоками, а цены на товарах — их символическими свойствами. Ребята заходят в отдел игрушек. У каждого покупателя есть только 3 «денежки» (фигуры). При покупке должно выполняться важное условие: приобрести можно только такую игрушку, которая заключает в себе хотя бы один параметр блока (например, жёлтый или круглый и т. п.). В старшем дошкольном звене игра усложняется: предмет выбирается уже по двум признакам (к примеру, большая и круглая игрушка). Кроме отдела игрушек, в игру можно включить отдел «Овощи-фрукты».
С помощью блоков Дьенеша можно организовать сюжетно-ролевую игру «Магазин», где фигуры будут выполнять роль денег
Другими вариантами сюжетно-ролевых игр, где уместно использовать набор Дьенеша, могут быть «Почта» и «Поезд»: с помощью блоков обозначается адрес на конверте, посылке, соответствие билета и места.
Цель применения методики Дьенеша
Блоки Дьенеша не дадут малышу скучать во время занятий
Методика разработана венгерским математиком Золтаном Дьенешем, который предложил обучать точным наукам в игровой форме. Для разработки собственной программы З. Дьенеш получил образование психолога, что дало ему возможность сформировать уникальную технологию обучения детей математике.
Основными целями программы являются:
- знакомство малышей с формами и размерами различных элементов, геометрических фигур;
- развитие мышления и способности сравнивать, сгруппировывать по определнным признакам, анализировать, обобщать, использовать информацию;
- усвоить способность мыслить алгоритмами, делать это на практике;
- развивать когнитивные способности;
- способствовать проявлению творческих умений.
Благодаря активной работе с разновозрастными детьми и подопечными различных способностей Дьенеш смог разработать программу, учитывающие все особенности восприятия информации воспитанниками. Универсальность обучающего алгоритма позволяет существенно повысить уровень математических способностей у дошкольников.
Варианты использования дидактического материала
В блоки Дьенеша входит 48 предметов, каждый из которых различается по разным параметрам. К блокам дается обучающая методичка, подсказывающая, что же необходимо делать участникам процесса во время обучения. Игровая активность является наиболее приемлемой формой получения информации, поэтому малыши с удовольствием вовлекаются в процесс взаимодействия с блоками.
Демонстрировать задания можно даже для самых маленьких, ведь по мнению опытных педагогов уже с двух лет ребенок способен освоить самые простые действия с предметами, так пусть это будут полезные игры. На начальном этапе малышу можно предложить:
- искать предметы одной формы или цвета;
- называть признаки уже сгруппированных предметов;
- строить из блоков фигуры по определенному принципу;
- классифицировать предметы по нескольким признакам.
Именно такая несложная активность поможет ребенку усвоить начальные знания и схожести и разности предметов, возможности их группировки по одному или нескольким признакам. Как результат деятельности у ребенка появляется умение делать выводы, думать, сравнивать.
Преимущества использования блоков Дьенеша очевидны, ведь при помощи игровой формы дошкольника можно познакомить с таким сложным миром понятий, цифр и обозначений. Сама теория обучения включает в себя шесть стадий:
- свободная игра – первый этап, когда задание выполняется методом проб и ошибок, не выделяя логичные вещи;
- правила – невозможность двигаться дальше, если не применить правило, пусть и самое простое;
- сравнение – с помощью этого этапа начинается мышление абстрактными понятиями;
- репрезентативная стадия – обучаемый может следовать предложенным методикам, поскольку имеет достаточно знаний, полученных ранее;
- символическая стадия – творчество дошкольника становится не бездумным и хаотичным, а подчиняется законам логики;
- стадия формализации – высшая степень обучения, когда на основе различных вариантов решения малыш может не просто выбрать правильный, но и сделать вывод, обосновать свои действия.
Комплект дидактического материала
Учимся сравнивать и делать выводы: примеры игр с блоками Дьенеша
Стартовым и основным набором является комплект под названием «Давайте поиграем вместе». В него входят следующие элементы:
- логические фигуры – 9 шт. для взаимодействия в детских группах;
- карточки с символами – 2 комплекта;
- кубики – 1 комплект.
Набор «Давайте поиграем вместе» в первую очередь будет полезен педагогам, ведущим уроки в развивающих школах, детских садах и т.д. Предложенный материал можно использовать не только в качестве дополнительной активности, но и в виде самостоятельных игр, примеры которых даны в методических указаниях к набору. На основе имеющегося комплекта можно придумывать и свои виды деятельности.
Что касается возрастных рекомендаций, то здесь категорических цифр нет. Нужно учитывать не столько количество лет ребенка, сколько его способности к освоению материала. Автор предлагает различные активности двум возрастным категориям с возможностью коррекции. Последовательность их такая:
- для детей 3-5 лет – рекомендовано использовать фигурки, активности «Магазин», «Художник» и «Угощения для животных»;
- дошкольникам 5-7 лет – предлагается добавлять при обучении карточки, «Архитекторы», «Логический поезд», «Мозаика цифр», «Украсим елку бусами».
Картотека дидактических игр с блоками Дьенеша (старший дошкольный возраст)
Д/И «На полянке»
Цель: Развивать умение делить множества на подмножества, опираясь на определённый признак предмета; развивать наблюдательность, логическое мышление.
Оборудование: набор блоков, разноцветные цветы, маски с изображением пчёлок.
Ход:
Дети – «пчёлки» летают на поляне, на которой лежат разноцветные цветы и на каждом цветочке лежит блок. «Пчёлки» собирают урожай мёда и несут его в улей (кладут на стол). «Пчёлкам» предлагается навести в улье порядок – разложить блоки по какому – либо признаку. Воспитатель задаёт вопросы: как можно разложить блоки, по какому признаку? (По цвету, по форме, по размеру, по толщине).
Дети выбирают, как они будут раскладывать блоки. По признаку цвета получается три группы блоков: красного, синего, жёлтого. По признаку формы – четыре группы: круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные. По размеру две группы – большие и маленькие, по толщине – толстые и тонкие.
Д/И «Равенство»
Цель: Развивать умение классифицировать блоки, устанавливать равенство между двумя группами предметов, упражнять в умении анализировать, сопоставлять, логически мыслить.
Оборудование: две коробки, два набора блоков.
Ход:
На день рождения сестрёнкам–близняшкам подарили две одинаковые игры с волшебными геометрическими фигурами (блоками). Фигуры решили пошутить над сестрёнками и перемешались в коробках. Когда девочки открыли коробки, то увидели, что в одной коробке почему – то фигурок больше, а в другой меньше. Они немного расстроились.
Воспитатель предлагает помочь сестрёнкам. Для этого нужно распределить блоки, чтобы наборы в коробках стали одинаковыми (по форме, по цвету, по размеру).
Д/И «Найди меня»
Цель: Развитие умение читать кодовое обозначение геометрических фигур и находить соответствующий код.
Материал: Набор блоков, 3 экземпляра кодовых карточек (2 – с обычным кодом, 1 – с кодом отрицания).
Ход игры: Дети делятся на две группы. Одна берет карточки, другая – блоки. Дети первой группы по очереди читают (раскодируют) карточки, ребенок из второй группы, у которого оказался соответствующий блок, выходит и показывает геометрическую фигуру.
Возможно использовать слова:
«Блоки, блоки разные Желтые, синие и красные,
Всем нам они знакомые, Найдите меня!»
Д/И «Найди пару»
Цель: Развивать внимание детей, умение анализировать и делать выводы, объяснять, реагировать на сигнал.
Оборудование: блоки Дьенеша, карточки с символами свойств.
Ход:
Воспитатель раздаёт детям блоки и карточки – схемы. Дети бегают по группе, по сигналу ищут себе пару (например: на схеме нарисован красный цвет – блок подойдёт любой формы красного цвета; на схеме изображён треугольник – подойдут любые треугольники). Выигрывают дети, которые нашли себе пару.
Д/И «Украсим елку бусами»
Материал: Изображение елки, 15 карточек с символами, комплект логических фигур
Цель: Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства. Умение «читать схему». Закрепление навыков порядкового счета.
Ход игры: Надо украсить елку бусами. На елке должно быть 5 рядов бус. В каждом ряду три бусинки. Цифра на карточке указывает порядковый номер нитки бус (счет начинаем с верхушки елки). Повесим первый ряд бус (карточки с цифрой 1). Закрашенный кружок показывает нам место бусинки на ниточке. Первая бусинка маленький желтый круг, вторая большой желтый квадрат, третья маленький
желтый треугольник. Аналогично развешиваем остальные бусы.
Д/И «Улитка»
Цель: Упражнять детей в классификации блоков по двум признакам; цвету и форме.
Материал: игровое поле с изображением спирали или цветная тесьма, набор блоков.
Ход игры: Воспитатель предлагает построить детям домик для улитки из волшебных фигур. Домик получиться нарядным и красивым. Выкладывание блоков начинается с середины спирали. Произвольно берется один блок, затем присоединяется блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока.
Д/И «Определи и разложи»
Цель: Развивать умение детей классифицировать и абстрагировать блоки по трём или четырём свойствам; упражнять в умении декодировать блоки через отрицание, развивать мышление, внимание.
Оборудование: набор блоков, обручи, символы – знаки.
Ход:
Воспитатель предлагает детям разложить блоки по обручам. Для этого дети внимательно рассматривают карточки и определяют, какие блоки живут в этом обруче.
Д/И «Сколько?»
Цель: Развивать умение задавать вопросы, выделять свойства блоков.
Оборудование: блоки Дьенеша.
Ход:
Дети делятся на две команды. Воспитатель раскладывает логические блоки в любом порядке и предлагает детям придумать вопросы, начинающиеся со слов «Сколько.». За каждый правильный вопрос – фишка. Выигрывает команда, набравшая большее количество фишек. Варианты вопросов: «Сколько больших блоков?» «Сколько красных, больших блоков?», «Сколько круглых блоков?» и т. д.
Д/И «Домино»
Цель: Закреплять умение абстрагировать блок по двум, трём или четырём свойствам, развивать внимание, умение мыслить, делать выводы.
Оборудование: блоки Дьенеша.
Ход:
В игре учувствуют не более четырёх детей. Блоки делятся поровну между детьми. Каждый игрок поочерёдно делает свой ход. При отсутствии блока ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все блоки.
Варианты ходов:
Блоками другого цвета (формы, размера);
Блоками того же цвета, но другого размера; такого же размера, но другой формы;
Блоками другого цвета и формы (цвета и размер, размера и толщины);
Такими же блоками по цвету и форме, но другого размера (такими же по размеру и форме, но другими по цвету);
Ход блоками другого цвета, формы, размера, толщины.
Подвижная игра «Кошки-мышки»
Цель: развивать умение «читать» карточки с символами свойств, выявлять необходимые свойства, стимулировать двигательную активность детей.
Материалы: жетоны на тесемках с символами свойств для Кота и Мышей.
Ход игры: Дети (4-9 человек) выбирают жетоны для мышей и надевают их через голову, встают в хоровод. Посередине кот «Васька» (его можно выбрать, используя считалки В.Левина). Рядом с ним жетоны для кота.
Хоровод движется со словами:
-Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите, Кота Ваську не будите.
Вот проснется Васька-кот
И разгонит хоровод.
На последнем слове кот быстро надевает один из жетонов и поворачивается к «мышам». Чтобы они увидели его. Жетон – информация для мышей, каких именно «мышей» кот будет довить. Остальные мышам кот не страшен, они могут веселиться, дразнить Ваську. Пойманная мышь становится «котом» и игра продолжается.
Примечание: в качестве жетонов можно использовать карточки с символами свойств.
Уровни сложности: начинать игру следует с самого простого свойства цвета, затем усложнять, изменяя свойства и комбинируя их. Например: кот ловит красных и круглых мышей.
Высокий уровень сложности – наличие логического отрицания.
- https://zen.yandex.ru/media/id/5e53acdb558768122b01f29f/bloki-denesha-chem-oni-horoshi-i-kak-my-s-nimi-igraem-5f03548f1b112626b5b82583
- https://dczrr.schools.by/pages/igry-s-blokami-denesha
- https://www.baby.ru/wiki/bloki-d-enesa-razvivausie-matematiceskie-igry-dla-detej-doskol-nogo-vozrasta/
- https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-didakticheskih-igr-s-blokami-denesha-starshii-doshkolnyi-vozrast.html
- https://infourok.ru/kartoteka-igr-s-blokami-denesha-1258765.html