Один из ярких примеров показан в фильме Ролана Быкова «Чучело». Нам, взрослым, кажется, что подобные случаи исключительны. Однако все больше и больше детей страдают от этой страшной болезни под названием «травля».
Травля, или буллинг, – самоутверждение группы одноклассников за счет систематического унижения отдельного человека; возрастное явление, характерное для детей 11-12 лет. Именно в этом возрасте у них возникает потребность быть частью группы, необходимость чувствовать сплоченность. В различных кружках по интересам буллинг не проявится, потому что ученики объединены общей идеей, единым занятием. А вот в школе, куда они «заброшены» просто так, потребность проявляется в виде сплоченности против кого-то.
Причем страдают во время травли все: жертвы, оставшиеся в стороне свидетели и сами агрессоры. Поэтому психологи и говорят, что буллинг – групповая болезнь, и только это понимание может подсказать верный путь к искоренению данного явления.
«Дети, почувствовавшие «вкус» к насилию, уже не в силах остановиться в силу незрелости мозга. Поэтому проблему должен решать только взрослый, именно его однозначная оценка имеет решающее значение, – говорит педагог-психолог Елена Хотеева. – К сожалению, нередко учителя стараются отстраниться от ситуации или, что еще хуже, пытаются решить ее неверными способами».
Чего делать нельзя?
- Ждать, пока травля прекратится сама. Этого не произойдет по причинам, указанным выше. Вмешательство взрослого жизненно необходимо.
- Оправдывать буллинг, считая, что ребенок, которого травят, действительно «не такой». Будь он хоть трижды иным, насилие не должно находить оправданий.
- Путать травлю и непопулярность. Пытаясь поднять авторитет «жертвы» в глазах окружения, учителя иногда намеренно подчеркивают его достоинства, дают важные поручения. Но когда процесс запущен, любое достоинство превратится агрессорами в недостаток, и еще больше осложнит жизнь затравливаемого ребенка.
- Считать, что травля – это проблема отдельной личности. Объектом буллинга может стать любой ребенок, не зависимо от положения семьи, национальности или внешности.
- Давить на жалость нападающих. Это только укрепит их позицию «сильного», даст им власть в руки: захочу – «милую», захочу – «казню». Кроме того, еще больше унизит слабого.
- Принимать правила игры, где сильный бьет слабого. Как это делается? Ошибочными советами, вроде «дай сдачи» (последствия могут быть необратимыми), или «подумай, что в тебе не так» (сам виноват), или «не обращай внимания» (так взрослый оставляет ребенка один на один с нерешаемой проблемой).
Как исправить ситуацию?
- Назвать вещи своими именами. Нередко дети говорят: «Да мы так играем!», «Просто немного дразним, ничего такого». Они должны понимать, что если постоянно доводить человека до слез, систематически дразнить, отбирать и портить его вещи, толкать, щипать, бить, обзывать, намеренно игнорировать, то это называется травля. И никак иначе. Иногда уже на данном этапе действия агрессоров прекращаются. Жаль, не всегда.
- Обозначить, что буллинг – это проблема группы. Как болезнь, поразившая каждого в классе. Не имеет смысла выделять зачинщиков, это может привести только к самооправданиям, перебрасыванию вины на других и новым вспышкам гнева. Виноваты и те, кто стоит в стороне и ничего не делает. Поэтому важно говорить, что травля – болезнь, которой болен каждый. И нужно подумать, как всем вылечиться, чтобы развиваться в дружном, здоровом коллективе.
- Помочь детям выйти из «стайного» азарта, предложить каждому в отдельности посмотреть на ситуацию с моральной точки зрения. Например, попросить оценить собственное участие по следующему принципу: один палец – никогда не участвовал, два пальца – участвовал, но потом жалел, три пальца – травил, буду травить, это же весело! И попросить всех одновременно поднять руки. Скорее всего, в коллективе не найдется тех, кто находит ситуацию веселой. Потом можно напомнить сказку о Гадком утенке и предложить обратиться не к «жертве» истории, которая потом улетит с прекрасными лебедями, а к злобным курам и гусям, которые останутся на птичьем дворе. Хотят ли дети быть, как они?
- Для закрепления можно составить правила и попросить каждого под ними подписаться под ними. Например: «В нашем коллективе не принято: драться, обзываться, отбирать чужое. А принято: разнимать драчунов, защищать слабых» и т.д.
- После подобных бесед важно не пускать ситуацию на самотек. Дети должны видеть, что взрослый по-прежнему заинтересован в разрешении конфликта. К примеру, можно завести сосуд, куда школьники будут класть камешки, если видели нарушение правил коллектива. Каждый день можно подводить итоги.
- И только после того, как ситуация вышла в здоровое русло, можно подумать о повышении популярности того или иного ученика, помогая раскрыться его способностям и талантам, обозначить свою полезность для группы.
Как могут помочь родители?
Если у вас доверительные отношения с ребенком, то не возникнет сложности с определением – с ним что-то не так. Если он не хочет признаваться сам, родителя должны насторожить грязная, порванная одежда, нежелание ходить в школу, отсутствие друзей.
Постарайтесь вывести ребенка на общение и поддержать, безоговорочно принять сторону сына или дочки. Объяснить, что он ни в чем не виноват, то, что с ним происходит, называется «травля». И в данной ситуации необходимо вмешательство взрослых.
Скорее всего, ребенок этого испугается, думая, что так будет только хуже. Важно объяснить: другого способа нет. А потом идти к тому авторитетному взрослому, кто сможет обозначить проблему своими именами, а не обтекаемыми фразами «с ним просто никто не дружит», и решить ее.
Если не найдете понимания ситуации в стенах школы, не бойтесь выходить за ее пределы, пока проблема не будет решена. В противном случае, будет лучше перевести ребенка в другую школу с более профессиональным педагогическим коллективом.
Хотите получать интересные статьи регулярно? Присоединяйтесь к нашим сообществам в социальных сетях ВКонтакте и Facebook