У современных детей есть проблемы с коммуникацией. Каковы причины и как их устранить, научив ребенка взаимодействовать с себе подобными?
Почему нас, в свое время, никто специально не обучал дружить? Все дело в том, что современным родителям еще посчастливилось расти во дворах, где собирались разновозрастные компании детей, которые на непосредственном опыте учились взаимодействовать друг с другом. А лето в деревне? Да на речку всегда бегали гурьбой, заодно старшие приглядывали за младшими, а последние учились у первых.
И такого количества компьютерных игр тогда не было. Ведь сейчас нет особой необходимости в умении общаться, если ты сидишь дома за столом, а все твои разговоры с собеседником сводятся к постукиванию клавиш или перемещению мышки. Не нашел контакта с одним? Ничего, подтянется другой. Даже фантазировать особо не нужно. Неслучайно психологи бьют тревогу по поводу обилия компьютерных развлечений.
Если говорить о дошкольниках, то их график в детских садах нередко бывает настолько плотным, что на обучение взаимодействию не остается времени. И перед воспитателями сейчас стоят другие задачи: донести определенный объем знаний, а не организовать совместную игру. На последнее у них часто просто не хватает времени.
Что делать?
Как научить ребенка общаться со сверстниками? Собственным примером? Но здесь есть подводные камни. Показывая каждый раз, как нужно знакомиться с другими детками, рискуете стать постоянным связующим звеном. Ребенок будет все время вас тянуть за собой, чтобы вы представили сверстников друг другу.
В доме всегда полно гостей? Если это взрослые, то пользы для ребенка здесь никакой. Ведь мы всегда подстраиваемся под его интересы, обходим конфликтные ситуации, поддаемся в играх. Сверстник этого делать не будет.
Лучше регулярно приглашать в гости компанию разных детей и организовывать их досуг: предлагать совместные игры, отслеживать конфликтные ситуации, помогать договариваться. Только в процессе общения со сверстниками можно научить общаться со сверстниками, уж простите за тавтологию.
Психодрама: новый метод в помощь родителям
Но чтобы организовывать подобные вечеринки, не у всех найдутся желание, силы и время. Если у ребенка имеются реальные проблемы с коммуникацией, которые могут сопровождаться трудностями в поведении, чрезмерной застенчивостью, проявлением агрессии, заниженной самооценкой, то лучше обратиться к специалистам.
Такой новый метод групповой работы, как детская психодрама, постепенно набирает обороты. Он помогает решать более глубокие проблемы, чем неумение общаться со свертниками.
“Формат психодрамы таков, что ребятам приходится договариваться, хотят они этого или нет, – рассказывает Дарья Запорожская, специализирующаяся на этом направлении. – Занятие проходит в виде игры, где каждый придумывает себе и окружающим роли, предлагает такую историю, чтобы все остались довольны. А это непростая задача. Раздают роли и ведущим, двум взрослым специалистам, которые непосредственно участвуют в процессе. Затем все создают себе костюмы, строят дома и декорации. После игры мы всегда обсуждаем происходившее, делимся чувствами и эмоциями, закрепляем пережитый опыт”.
А психологи, которые работают с детьми, делают для себя дополнительные выводы о том, как распределялись роли, почему именно так, какой внутренний конфликт пытался решить тот или иной ребенок. И далее они организовывают проигрывание ситуации таким образом, чтобы решалась проблема, сформировалась правильная реакция.
Не стоит забывать, что психодрама – это не развивающий кружок. Работа идет гораздо глубже, сюда приходят с реальными проблемами, в том числе и невротического характера, такими, как энурез, например.
Для поступления в группу есть противопоказания: наличие психический заболеваний, сильное нарушение поведения. Последнее устанавливается на предварительном собеседовании. С детьми, которые совсем не готовы к групповой работе сначала проводят так называемую монодраму, где участники – сам ребенок и игрушки. В группу его могут перевести по мере готовности.
Максимальное количество участников – 6 человек, близких по возрасту. В группы набирают детей с 5 до 12-13 лет. Для подростков и взрослых есть другие направления психодрамы.
Безусловно, существует и обратная связь с родителем: раз в 2 месяца проводятся специальные тренинги. Курс психодрамы длительный, обычно весь учебный год, но результаты нередко превосходят ожидания.
Хотите получать интересные статьи регулярно? Присоединяйтесь к нашим сообществам в социальных сетях ВКонтакте и Facebook