Сценарии детских праздников, развлечений, сказок, спектаклей для детей

Творчество

Чем занять детей: необычные способы досуга

На фото изображено - Чем занять детей: необычные способы досуга, рис. Главный баннер (Семья)

Когда нет возможности пойти погулять на улице и дети много времени проводят дома, главная забота родителей – правильно организовать их досуг. Эта задача очень непростая. Необходимо отвлечь ребят от компьютера, телефона и телевизора. Важно, чтобы они получили нужный навык для общего развития, иначе им быстро прискучит домашнее времяпровождение. Занятие должно быть не только интересным, но и полезным, и это, пожалуй, самое главное.

Игры для малышей

  • «Песик, песик, где твоя кость»

В этой игре ребенок, который изображает собачку, отворачивается, пока кто-то крадет его «кость». Костью может быть любой предмет, но с маленькими детьми лучше использовать игрушечную кость для лучшей визуализации.

Когда «собачка» оборачивается, все дети стараются выглядеть виноватыми, а собачка пытается отгадать, кто же из них на самом деле украл кость. Маленькие дети пусть гадают, пока не угадают, детей постарше можно ограничить в количестве попыток.

  • «Мама, можно мне…»

Мама стоит спиной к детям, задающим вопросы по очереди, и разрешает или не разрешает им сделать шаг вперед. Кто раньше дойдет до мамы, тот выиграл.

В эту игру лучше играть с детьми, которые еще слишком малы, чтобы осознать ее несправедливость. Хотя мама и стоит спиной, она прекрасно узнает всех по голосу. Поэтому, в общем-то, именно она решает, кто победит. Это хорошая игра, чтобы попрактиковаться в счете.

  • Асфальтовый Пикассо

Возьмите мелки для асфальта и выпустите на волю своего внутреннего художника. Начните рисовать сами, и скоро вокруг соберется куча детей, а вы сможете улизнуть и заняться домашними делами.

Вы можете найти инструкцию по изготовлению самодельного мела в интернете, но я сомневаюсь, что это обойдется сильно дешевле, чем покупка мела в магазине.

  • Раскопки в поисках динозавров

Закопайте игрушечные кости динозавра (или любую другую игрушку), и пусть ваши дети выкопают их. Мои дети однажды проделали это с маленькими машинками.

  • Охота на мусор

Игра заключается в том, что участники должны за определенное время найти и собрать предметы из заранее составленного списка. Вы можете найти готовые списки в интернете, но создание собственного имеет несколько преимуществ.

Во-первых, вы можете подстроить список под свой двор. В-вторых, привлечь к созданию списка старших детей. В-третьих, вы учите детей самим создавать игры.

  • Водные игры

Воспользуйтесь дешевой пластиковой ванной. Пусть играют на улице и поберегут вашу ванную комнату!

  • Садоводство

Можно купить специальный садовый набор, но на самом деле все, что нужно детям — пакетик семян, клочок земли или горшок с землей.

  • Обруч

Удивительно, но моя 2-летняя дочь любит хулахуп, и у нее неплохо получается. Игра с хулахупом растет вместе с вашими детьми. И моей младшей, и моей старшей одинаково интересно.

  • Пузыри

Что тут сказать, все уже сказано — пузыри! Покупайте пузыри, делайте пузыри сами, пускайте пузыри!

  • Штриховка

Наверняка вы сами когда-то увлекались этим. Достаньте старый карандаш, затем возьмите лист бумаги, положите его на поверхность с интересной текстурой и заштрихуйте бумагу. Используя различные цвета и формы, дети могут создать собственный уникальный дизайн.

Подвижные игры для детской компании

  • Осьминог

В игре участвуют осьминог и рыбки. Рыбка должна добраться из одного конца двора в другой так, чтобы ее не осалили. Если же ее осалят, рыбка должна оставаться на месте и пытаться осалить других, пробегающих мимо.

Лучше играть, когда детей много. Игра подходит и маленьким детям, и детям постарше.

  • «Саймон сказал»

Саймон говорит другим игрокам, что нужно сделать, используя фразу «Саймон сказал». Если он не использует эту фразу, а игрок сделал то, что он сказал, игрок вылетает. Последний оставшийся из игроков — следующий Саймон.

В эту игру можно играть в любом возрасте, увеличивая скорость и сложность команд, но это отличная игра для дошкольников, чтобы научить их выполнять команды.

  • Захват флага

Эта классическая игра на свежем воздухе лучше всего подходит для большой группы детей. Дети делятся на две команды и пытаются захватить флаг другой команды, не будучи при этом пойманными на чужой территории.

  • Призраки на кладбище

В этой игре множество вариантов правил. Призрак прячется, пока остальные дети считают до 12. Затем дети берутся за руки и ходят по дому, скандируя: «Свет звезды, яркий свет, призрак, выходи на свет», — пока призрак не выскочит. С этого момента начинается игра в салки. Призрак должен попытаться осалить кого-нибудь, прежде чем дети вернутся в безопасное место. Первый или последний осаленный — следующий призрак.

  • Спрятаться и искать в темноте

Больше всего эта игра подходит для школьников. Впрочем, как-то в колледже мы играли в эту игру каждые выходные, так что она подойдет для любого возраста.

Тот, кто водит, считает, другие прячутся. Тот, кого нашли последним, водит следующим. Фонарики — отличное дополнение, если вы играете в темноте.

  • Пни консервную банку

Водящий должен охранять банку и искать спрятавшихся. А те, кто спрятался, должны попытаться выбежать и пнуть банку раньше водящего. Если водящий пнет банку первым, тот, кто прятался, садится в тюрьму. Последний игрок, попавший в тюрьму, следующий водящий.

  • Микеланджело

Микеланджело берет каждого игрока за руки, крутится с ним, а затем отпускает. Игроки должны замереть в той позе, в которой приземлились. Дети могут «падать» и замирать в любой позе, в которой им хочется, это не влияет на исход игры. После того, как все статуи установлены, Микеланджело идет по своему дому, пытаясь заставить игроков смеяться, не прикасаясь к ним. Первый, кто засмеется (или последний) — следующий Микеланджело.

  • «Мама говорит»

Эта игра немного похожа на игру «Мама, можно мне». Но здесь не игроки спрашивают разрешения сделать шаг, а мама говорит что-то вроде: «Мама говорит, что каждый ребенок, одетый в красное, может сделать два шага в мою сторону». Или: «Мама говорит, что каждый ребенок с каштановыми волосами может сделать два шага назад».

  • Бег наперегонки

Бегать от одной стороны двора до другой можно сотней разных способов: на одной ноге, на трех ногах, задом наперед, крабьей походкой, самой быстрой походкой, самой медленной, самой средней. Пусть дети по очереди называют стиль бега.

  • Красный свет, зеленый свет

В этой игре дети могут двигаться только тогда, когда водящий повернулся к ним спиной. Если водящий оборачивается, дети должны замереть. Если он поймает кого-то в движении, тот должен вернуться к началу пути. Первый человек, который прикоснется к водящему, выигрывает и сам становится водой.

Игры, в которые можно играть одному

  • Задний двор ниндзя

Обустройте на заднем дворе детскую площадку с настоящей полосой препятствий.

  • Дрессировка собаки

Наверное, не всякий ребенок захочет этим заниматься, и, возможно, тут нужен небольшой надзор, но вы лучше знаете своих детей и своего пса.

  • Чтение на природе

Чтение вне дома — одно из самых простых и уединенных удовольствий. Лето — прекрасное время, чтобы начать новую серию книг или принять участие в летней программе чтения.

  • Наблюдение за птицами, или городское сафари

Здорово, если у вас есть бинокль, но наблюдательный ребенок справится и без него. Лежите на лужайке и наблюдайте за птицами и белками.

  • Спортивные упражнения

Здесь все зависит от интересов вашего ребенка. Мы нашли видео с бейсбольными тренировками. Упражнения — прекрасный способ улучшить спортивные навыки.

  • Научный эксперимент

После нескольких «экспериментов» из случайных ингредиентов моего буфета и большой уборки, я решила обратиться к книге «52 эксперимента». Первым экспериментом, привлекшим внимание моих детей, был опыт с «ментос» и кока-колой. Прекрасная игра на свежем воздухе!

  • Учимся жонглировать

Ребенок может научиться основам, а потом практиковаться все лето. Найдите обучающие видео на YouTube и используйте старые теннисные мячи или купите специальный комплект для жонглирования.

  • Теннис

На теннисных кортах нашего парка есть тренировочная стена. Гаражная дверь тоже сойдет. В любом случае можно играть в одиночку у стены. Мы покупаем подержанные ракетки и теннисные мячи в комиссионном магазине.

  • Классики

В эту игру можно играть как с кем-то из друзей, так и в одиночку. Не нужно будет ждать своей очереди, можно практиковаться сколь угодно долго.

  • Работа по дому

Я знаю, это не игра, но это выход, когда ребенок говорит вам, что ему скучно. Работа по дому совсем не обязательно должна быть тяжелой. Организуйте конкурс по чистке картофеля или пообещайте поездку в зоопарк, если дети помогут вам доделать все домашние дела из списка. Если у вас получится, пожалуйста, поделитесь опытом.

  • Рифмованные игры со скакалкой

Вы можете найти эти игры онлайн, а также купить или одолжить книгу, например «Anna Banana: 101 Jump Rope Rhymes». Игры со скакалкой могут понравиться и взрослым. Потратьте полдня, чтобы научить детей играть, и, возможно, они увлекутся надолго.

  • «Укус змеи», или «Вертолет»

Мой 7-летний сын называет эту игру «Укус змеи», а моя 11-летняя дочь — «Вертолет». Один человек стоит в центре и раскручивает скакалку по земле. Игроки должны прыгать через нее. Если скакалка заденет прыгающего, он выходит из игры.

  • Прыжки с водой

Эта игра немного похожа на предыдущую, но тут водящий крутит скакалку, а игроки прыгают пять раз с чашкой воды. Тот, у кого в чашке останется больше воды после пяти прыжков, выигрывает.

  • Китайская скакалка

Еще одна игра, которой можно научиться на YouTube. С более сложными прыжками. Возможно, вы захотите приобрести специальную китайскую скакалку. Она лучше растягивается.

  • Сделайте полиспаст

Мои дети обожают эту игру. Они привязывают один конец скакалки к корзине или ведру, а другой перебрасывают через ветку. Затем они тянут вещи вверх и вниз. В этой игре мало смысла, но много простора для воображения. Они могут часами играть так. Можно купить настоящую систему полиспаста и повесить над песочницей; но мне больше нравится система из скакалок.

  • Перетягивание каната

Для перетягивания каната вам понадобятся двое или больше детей. Команды стоят на равном расстоянии от центральной линии и пытаются перетянуть другую команду через линию. Эта игра может быть опасной, играйте под наблюдением взрослых.

  • Лимбо

Если игроков трое, можно играть с натянутой скакалкой или шваброй — двое держат, один пролезает под линией. С каждым раундом скакалка опускается немного ниже, пока игрок не падает, пытаясь пролезть. Вариант для детей постарше — играть на коньках.

  • Гонки со скакалкой

Если у вас много свободного места, прыгуны могут выстраиваться и мчаться одновременно. Если нет, используйте секундомер.

  • Двойной голландский

Двойной голландский — это разновидность прыжков через скакалку, когда один или два человека одновременно прыгают через две вращающиеся скакалки. Если играть правильно, то это командный вид спорта, так как все должны работать вместе для достижения успеха. Обучение может занять все лето.

  • Кошка и мышь

В эту игру играют четверо детей. Мышь начинает игру, впрыгивая в крутящуюся скакалку и делая определенное количество прыжков. Кошка должна следовать за ней, делая такое же количество прыжков, в то время как мышь обегает игроков, вращающих скакалку, чтобы снова впрыгнуть обратно. Кошка гоняется за мышью. Кошка может осалить мышь, когда мышь не прыгает или если мышь сделает ошибку в прыжках.

Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники

Авторские сценарии праздников, которые помогут педагогам и воспитателям подготовить и провести детские утренники, тематические вечера и посиделки, развлекательные мероприятия в детском саду.

Сценарии летних праздников в детском саду

Летние утренники в ДОУ

Летние праздники, игры, развлечения и увлекательные занятия в детском саду

Сценарии летних инсценировок для дошкольников

Летом очень красиво, свежий воздух, приятный запах, поэтому в основном все занятия, досуги и развлечения проходят на свежем воздухе и носят экологическую направленность.

Развлечение на 1 июня в детском саду. Подготовительная группа. Интересный сценарий

Шуточное развлечение «Девчонки и мальчишки» для дошкольников на День защиты детей

Педагогические цели: создать условия для формирования представлений о празднике День защиты детей, упражнять в отгадывании загадок, вызывать эмоционально-положительное отношение к праздникам, приобщать детей к всенародному веселью, создать праздничное настроение.

Сценарий детской игровой программы в старшей группе детского сада

Детская игровая программа для детей дошкольников 5-6 лет «Маленькие феи»

Действующие лица:

3 подружки:

  • Иришка
  • Милочка
  • Верочка

Добрая волшебница Помогалия

Бабушка

Сценарий летней игровой программы для детей 5-6 лет на улице

Детская игровая диско-программа для детей старшего дошкольного возраста «Утята и цыплята»

В записи звучит птичий гам. На площадке – декорация птичьего двора. Появляется Птичница.

Птичница. Здравствуйте, ребята! Я – Птичница! Да, да, самая настоящая Птичница! Я очень люблю своих подопечных, маленьких птенчиков. Я за ними ухаживаю. Однажды мне в голову пришла мысль провести весёлые игры-состязания между командой «Утята» и командой «Цыплята». Но без вашей помощи мне никак не обойтись. Знаете, почему?

Развлечение «В гости к лету». Старшая группа

Конспект игрового занятия в старшей группе детского сада «Путешествие в лето»

Цели мероприятия

  1. Развить воображение, память, речь, пантомимическую и речевую выразительность.
  2. Закрепить знания о летних явлениях в природе, их отличии от других времен года.
  3. Формировать интерес к изменениям в природе, совместным играм, творчеству.
Про месяц июнь для детского сада

Об июне для детей 5-8 лет

Вот и пришло долгожданное лето. Июнь, первый летний месяц, — лучшая пора года!

Дни долгие, солнечные, теплые. «Заря с зарею сходится»— так говорят об июне, потому что светлая короткая ночь разделяет закаты и рассветы, вечернюю зарю и утреннюю.

В жаркие июньские дни разражаются грозы с теплыми ливнями

Сценарии летних праздников и развлечений в детском саду. Средняя группа

Летние праздники в ДОУ для дошкольников 4-5 лет

У каждого из нас остались воспоминания детства, по большей части радостные и волнующие, связанные с праздниками, которые устраивали для нас взрослые, подарками и сюрпризами. Только от вас зависит, какими будут первые воспоминания вашего ребенка, его первые праздники. Трудно придумать и организовать интересный праздник, если нет опыта и времени, и трудно понять, что порадует малыша. А если малышей несколько, задача становится еще более сложной.

Сценарий летнего развлечения к Международному празднику друзей. Старшая группа

Развлечение для детей 5-7 лет, посвященное Международному празднику друзей, 9 июня «С дружбой наша жизнь веселей»

Задачи:

  • создавать условия для совместной музыкально-игровой деятельности и развития коммуникативных навыков;
  • воспитывать потребность в дружбе, желание делать добро и дружить друг с другом;
  • вызывать положительные эмоции и хорошее настроение.

Оборудование: костюмы героев развлечения, ребристая дорожка, кубики, игрушечные рыбки, удочки, ведерко, обруч, конфеты для угощения.

Игры летом для детей 5-7 лет на участке детского сада

Игры на подражание для детей старшей – подготовительной группы ДОУ

Руки-стуки!

Играющие сидят за столом, положив на него руки (на участке дети могут стоять в кругу, хлопая в ладоши).

Водящий подает разные команды, например «Руки вверх!», «Пальцы в кулак!», «Руки пальцем вверх!» (пальцы сжаты в кулак, большой выставлен вверх), «Руки пальцем вниз!» (большой палец выставлен вниз), «Руки скрестить!» и т.п.

Играющие выполняют все команды водящего сразу после их произнесения.

Сценарий праздника по сказкам на улице летом в детском саду. Младшая группа

Летний праздник на улице в ДОУ. Сценарий «В гости к лесным зверям»

Праздник «В гости к лесным зверям» проводится в лесу. Дети вместе со взрослыми долго петляют по лесным тропинкам, встречают знакомых персонажей сказок (роли могут взять на себя дети подготовительной группы).

Ход праздника

Ведущая. Мы пойдем сегодня в гости к лесным зверям. Кто вспомнит, какие звери живут в лесу?

Пока дети вспоминают, им навстречу выскакивает зайчик.

Музыкально литературная композиция в детском саду. Подготовительная группа. Сергей Есенин

Музыкально-литературный вечер памяти С. Есенина для дошкольников 5-7 лет. Сценарий «В стране березового ситца»

Ведущий:

Гой ты, Русь моя родная,

Хаты, в ризах образа…

Не видать конца и края,

Только синь сосет глаза.

Сценарий летнего развлечения в детском саду на улице без подготовки

Летнее развлечения в детском саду для детей старшей – подготовительной группы «Путешествие с солнышком»

Задачи:

  • закреплять знания о явлениях неживой природы, влиянии солнца на жизнь на Земле;
  • развивать воображение, пантомимическую выразительность, речь, ориентировку в пространстве, мелкую моторику, чувство ритма;
  • формировать умение играть сообща, интерес к природным явлениям.
Сценарий летнего развлечения путешествия в детском саду для детей старшей группы

Развлечение в детском саду «Путешествие по воздуху». Старшая группа

Задачи:

  • закреплять представления об обитателях воздушной среды;
  • развивать воображение, память, речь, ориентировку в пространстве, пантомимическую и речевую выразительность, двигательные умения;
  • формировать умение совместно играть, интерес к природе, окружающей действительности.
Сценарий развлечения путешествия на луг в детском саду для детей старшей группы

Развлечение «Путешествие на луг». Старшая группа

Задачи:

  • закреплять знания о флоре и фауне луга;
  • развивать воображение, память, ориентировку в пространстве, пантомимическую выразительность, речь;
  • формировать умение играть сообща, интерес к природе.
Конспект экскурсии в подготовительной группе летом

Летний досуг в детском саду в подготовительной группе на тему: Травянистые растения летом

Летняя экскурсия «Разнотравье, разнотравье» для детей подготовительной к школе группы

Цель — уточнение и дальнейшее расширение первичных естественно-научных представлений (времена года. Лето. Травянистые растения летом).

Оборудование: коврики, панамки, рюкзачки по числу детей, мобильные мольберты, акварельные мелки, папка для гербария.

Инсценировка для детей дошкольников в детском саду на тему «Лето»

Инсценировка «Летние небылицы в лица»

Действующие лица:

Лето — дошкольница в ярком сарафане.

Ромашка — дошкольница с букетом ромашек.

Заяц — дошкольник. (Элемент костюма — ушки.)

Земляника— дошкольница (на одежде нарисованные ягоды земляники.) Лесной кот — дошкольник. (Элемент костюма — хвост и уши.)

Старичок-боровичок — дошкольник. (Элемент костюма — грибная шляпка.) Волк — дошкольник. (Элемент костюма — хвост и уши.)

«Развлечения в детском саду»

Развлечения с использованием музыки   (концерты, детские   оперы,   музыкальные   игры-драматизации, кукольные спектакли, веселые соревнования, викторины и т. д.) являются важным средством углубления музыкальных представлений детей, совершенствования музыкального восприятия.

Вдумчивое использование развлечений расширяет сферу педагогического влияния на всестороннее развитие дошкольников способствует проявлению положительных качеств личности.

Многие развлечения связаны с разнообразными видами искусства: изобразительным, музыкой, литературой, театром, кино Их содержание отражается в конкретных темах, взятых из жизни (отношение к природе — «Осенние приметы», любовь к родному краю — «Ай да березка!», бережное отношение к игрушкам — «Кто виноват?» и т. д.), обнаруживая непосредственную связь с воспитательными и образовательными задачами детского сада.

Насыщенность развлечений эмоциональными и занимательными моментами повышает заинтересованность, а следовательно, и активность детей ко всему, что предлагается им в ходе развлечений. Коллективные сопереживания детей формируют у них зачатки социальных чувств и отношений.

Содержание развлечений складывается из специально подобранного художественного материала различного характера, в зависимости от поставленных целей. Этим материалом определяется смысловая направленность развлечений, их тематическое единство и жанровые особенности.

Содержание развлечений влияет на форму (концерт композиция или игровое действие) и организацию их проведения. Развитие сюжета требует театрализации. Для передачи образа желательно разработать композицию. Загадки и аттракционы лучше подавать в форме концерта, соревнования и т. д.

Место музыки в развлечениях

Музыка в развлечениях используется по-разному: в одном случае она составляет основное содержание (музыкальные игры, концерты, детские оперы, хореографические миниатюры, хороводы), в другом — применяется частично (спектакли, игры-драматизации, музыкально-литературные композиции). Но во всех случаях необходимо, чтобы в использовании музыки соблюдалась целесообразность: либо как ведущего элемента, определяющего основу развлечения, либо как средства, обогащающего и дополняющего содержание. Правильное нахождение места музыки в развлечениях поможет точно отобрать музыкальные произведения и этим создать необходимое настроение, атмосферу и, следовательно, более целенаправленно осуществлять педагогическое воздействие на детей.

Не следует часто использовать новые музыкальные произведения. Узнавание детьми знакомых мелодий в несколько неожиданных для них ситуациях или необычной обстановке вызывает эмоциональный подъем, способствует расширению музыкальных представлений Включение знакомых песен, танцев, игр, выученных ранее на занятиях, доставит им подлинное удовольствие и радость.

Как правило, в развлечениях музыка звучит либо в исполнении взрослых (песни, инструментальные пьесы), либо в исполнении детей (песни, танцы, игры и т. д.). При этом важно учитывать принцип доступности: в первом случае — для восприятия ее детьми, во втором — для исполнения ее детьми. Однако всегда это должна быть яркая, образная музыка, с простой, запоминающейся мелодией, с достаточно выразительной аранжировкой.

Можно использовать и грамзапись. Сольное, хоровое и оркестровое звучание музыки в исполнении музыкантов, известных хоровых коллективов способствует развитию эстетического восприятия музыки. Это может быть и отдельный музыкальный фрагмент, представляющий собой законченную музыкальную форму.

Музыку на любых звуковоспроизводящих устройствах (магнитофонах, электрофонах) целесообразно включать с целью оформления театральных действий, при создании общего музыкального или ритмического фона, свойственного некоторым видам развлечений.

Виды и формы развлечений

В детском саду проводятся разнообразные развлечения. Виды их зависят от характера участия в них детей. С одной стороны, это развлечения, где дети выступают в роли слушателей или зрителей; такие развлечения обычно готовятся и проводятся взрослыми. Сценарий, как правило, включает более сложный репертуар (имеется в виду исполнительство, а не восприятие его детьми). Содержание чаще всего носит познавательный характер (знакомство с творчеством композитора, писателя, поэта, с жанровыми особенностями искусства, с различными сторонами общественной и социальной жизни).

С другой стороны, это развлечения, где дети — сами активные участники и исполнители (конечно, руководит их деятельностью взрослый). Репертуар при этом должен быть доступен возрастным возможностям детей, учитывать уровень их знаний, умений и навыков. Основная цель таких развлечений — активизировать, объединить творческие проявления ребят, выявить их инициативу, вызвать эмоциональный подъем и просто доставить радость.

В то же время проводятся и такие развлечения, в которых активное участие принимают и взрослые, и дети. Содержание этих развлечений должно быть разработано так, чтобы действия детей и взрослых логично объединялись.
Формы развлечений могут быть чрезвычайно многообразны и вариативны, поскольку зависят не только от поставленных целей и задач, но и от жанровых особенностей используемого репертуара, от его тематической направленности и смысловой насыщенности. Композиции, концерты, спектакли, игры, соревнования, викторины, карнавальные театрализованные шествия и т. п. — все это формы развлечений, созданные воображением их организаторов, проявление их творческого и педагогического мастерства. Вместе с тем существуют некоторые общие моменты, свойственные этим развлечениям Рассмотрим некоторые из них.

Концерты обычно включают различные виды (номера) деятельности: сольное, ансамблевое, хоровое исполнение песен плясок художественное чтение, игру на музыкальных инструментах исполнение небольших сценок. Но можно организовать концерт, используя один из видов деятельности, например, выступление хора оркестра детских инструментов и т. д. Концерты бывают тематическими и театрализованными (т. е. красочно оформленными, костюмированными, с использованием показа диапозитивов, грамзаписи). Участие в концертах доступно старшим дошкольникам. Они выступают, показывая свои умения товарищам, детям других групп. При этом проявляются исполнительские навыки, инициатива, творческая выдумка. В проведении детских концертов руководящая роль отводится взрослым. Воспитатели составляют программу концерта, учитывая заявки детей на участие в нем, следят за тем, чтобы соблюдалась последовательность чередования видов деятельности в номерах и нагрузка на его участников.
Музыкально-литературные композиции создаются на основе монтажного соединения различных по жанру, стилю, ритму и содержанию художественных литературных произведений, предназначенных для коллективного исполнения их детьми или взрослыми (возможно и их совместное участие).

Музыка в композиции, с одной стороны, помогает соединять различные художественные тексты в одно целое самостоятельное произведение, с другой же стороны, она может выступать в ней как равный компонент с заранее предусмотренным эмоциональным воздействием.

Драматургия композиции требует стремительно развивающегося действия, что достигается за счет резкой, порой неожиданной смены ритмов, использования технических средств выразительности (свет, шумы, диапозитивы), лаконичных деталей оформления, условности их решения.

Композиция хороша своей массовостью, позволяющей занять практически всех желающих. Но не следует делать ее чрезмерно затянутой и громоздкой, лаконичность всегда облегчает восприятие и участие в ней детей.
Музыкальные игры и игры-забавы являются интересной формой развлечения и могут проводиться с детьми всех возрастов. Сюжетность и образность этих развлечений органически сочетаются с музыкой.

Игры-забавы с оттенком юмора, занимательности чаще всего проводятся с самыми маленькими детьми. Это «Ладушки», «Идет коза рогатая» «Сорока-белобока», различные варианты пряток, когда воспитатель ищет детей, или прячется сам и т. д. Сочетая музыку с игровыми шутливыми действиями, воспитатель создает непринужденную обстановку для детей.

Игры-забавы помогают собрать, переключить внимание детей внести определенную разрядку, снять утомление и создать приподнятое настроение. С этой целью они проводятся со средними и старшими дошкольниками.
Различные ритмические попевки и приговаривания с одновременным похлопыванием, притопыванием, постукиванием интересны для ребят и могут выполняться вместе с воспитателем или самостоятельно. Например, народная прибаутка «Барашеньки» исполняется на одном звуке. Важно выдержать ритм, который сопровождает действия детей:

  • строки 1—4 — притопывают, изображая барашков;
  • строки 5—6 — подражают игре на скрипочке.

Музыкальные игры более развернуты по содержанию, чем игры-забавы. В развлечениях они чаще всего театрализованы, дополнены новыми моментами по сравнению с занятиями, где они обычно разучиваются с детьми. Именно элементы новизны повышают интерес к ним у детей, активизируют детское исполнение и создают приподнятое, радостное настроение. Эти развлечения не являются зрелищными, поскольку дети сами участники. Поэтому перед началом воспитатель или музыкальный руководитель должен создать радостную, приподнятую атмосферу, настроить на возможную сюрпризность.

Новая игрушка. Одной из форм развлечений может быть внесение в группу новой игрушки. Новизна, ее внешняя привлекательность радует ребенка. Воспитатель действует с игрушкой, объясняет, как с ней играть, дает характеристику художественному образу. В руках увлеченного взрослого игрушка оживает, становится любимой, желанной для ребенка. Исполненная при этом пляска или песня сближает  детей  с   игрушкой,   помогает   использовать  ее в дальнейших самостоятельных играх.

Инсценировки, игры-драматизации, спектакли кукол — наиболее распространенные формы развлечений в детских садах. Детям нравится самим обыгрывать песни, разыгрывать действия сказок, знакомые литературные сюжеты. Кукольный театр превращается для них в настоящий праздник. Спектакли кукол чаще всего подготавливаются взрослыми или школьниками. Небольшие сценки с куклами могут показать для малышей ребята подготовительной к школе группы.

Участниками игр-драматизаций могут быть дети младших и старших групп. Возрастной состав исполнителей определяет степень сложности репертуара. Воспитатели, музыкальный руководитель помогают ребятам осваивать ту или иную роль, согласовывать свои действия с действиями других участников. Например, с детьми младшей группы хорошо провести инсценирование песни А. Филиппенко «Цыплята», с детьми средней группы — инсценировать песню «На лесной поляне» Б. Кравченко. Старшие дети могут разыграть несложную сказку, инсценировать стихотворение.
Музыка в играх-драматизациях, спектаклях звучит по ходу сюжета, когда персонажи поют, танцуют или просто слушают игру на скрипке, гармошке, свирели, фортепиано, арфе и т. д. Музыка вводится с целью создания определенного настроения, в качестве музыкального оформления.

Следует помнить, что музыка в спектаклях не должна звучать постоянно и быть лишь украшательством. Это нарушает восприятие содержания пьесы, отвлекает внимание зрителей от основного действия, лишает музыку ее функциональной значимости.

Для сопровождения можно включить в спектакль произведения в исполнении фортепиано, аккордеона, домры, а также в грамзаписи. Музыка, соответствующая содержанию развлечений, правильно характеризующая персонажей, обогащает представления ребенка, помогает развивать его эстетические чувства.

Инсценировка с куклами бибабо песни «На лесной поляне», музыка Б. Кравченко, слова П. Кагановой (Музыка в детском саду. М., 1973.— Вып. 3).

Инсценируют песню часть детей старшей группы: двое — четверо исполняют куплеты песни, другие — управляют куклами и поют согласно тексту припева. В инсценировке участвуют дети, изображающие звуки дождя на металлофонах (они вступают по окончании второго куплета песни после припева).

Перед началом инсценировки воспитатель читает стихотворение «Утро» Г. Бойко (перевод с украинского О. Высотской).

Не кузнечик длинноногий
Проскакал —
Луч веселый на дороге
Заиграл.
Незабудка раскрывает
Синий глаз,
И росинка в нем сверкает,
Как алмаз.
Все проснулось — и поляны,
И леса,
Зазвенели птичек ранних
Голоса.

В грамзаписи можно дать послушать голоса птиц.

Танцевальные и оперные миниатюры могут быть также использованы в качестве развлечений. Это небольшие сольно-хоровые или хореографические театрализованные сценки: танец Волка и Красной Шапочки, Буратино и Мальвины, опера И. Саца «Золотое яичко», игровая сценка «Кто виноват?» Ю. Чичкова и др.
В других развлечениях, таких, как аттракционы, соревнования, музыка носит эпизодический характер.

Принципы составления сценариев развлечений

Сценарий — это подробная литературная разработка того или иного вида зрелища. В сценарии последовательно излагаются все элементы действия, раскрывающие тему, дается конкретное описание выступлений, предусматриваются методы, повышающие активность всех участников. К сценарию может быть приложен и сценарный план, в котором перечисляются лишь основные моменты, составляющие сценарий, и указываются ответственные. Отдельно подготавливается перечень необходимого оборудования и атрибутов.

Итак, при разработке сценария прежде всего определяется тема и идея развлечения, отмечаются воспитательные задачи и цели его проведения.

Тема обычно задается с самого начала, а к идее, как к общему гпавному выводу, надо подвести зрителей всем ходом действия, развертывая сюжетную линию так, чтобы она развивалась от события к событию.

Перед началом какого-либо представления дается короткий рассказ или небольшое повествование о том, какое событие, явление будет сейчас показано.

Далее разворачивается основное действие сценария, которое подчиняется следующим требованиям:

  1. Каждый эпизод должен быть связан с предыдущим и последующим.
  2. Действие развивается по нарастающей линии от более слабых к эмоционально сильным эпизодам.
  3. Каждый эпизод должен иметь внутреннюю логику построения и заканчиваться прежде, чем начнется другой.

Идея всего сценария наиболее сконцентрирована в кульминации. Финал (заключение) должен стать проявлением активности всех участников развлечения.

Планирование развлечений

Разнообразные виды развлечений предполагают заблаговременное их планирование с целью лучшей организации работы с детьми при проведении и подготовке развлечений,  а также учета всей  воспитательно-образовательной работы детского сада.

Музыкальный руководитель вместе с воспитателем группы составляет сначала тематический план на квартал, затем пишет сценарные планы на месяц и при необходимости разрабатывает более подробные сценарии отдельных видов развлечений. Если используется готовая разработка сценария, следует указать источник — откуда взят сценарий. Общий план на квартал утверждается заведующим или старшим воспитателем детского сада.

Следует помнить, что развлечения намечаются 1—2 раза в 2 недели во второй половине дня. Желательно установить определенный день для каждой возрастной группы. Для показа кукольного театра, массовой композиции, концертов самодеятельности можно объединить 2—3 группы. Этот момент должен быть отражен в плане. Необходимо обозначить и место проведения развлечения, указав основной принцип его оформления (если это требуется по замыслу).

Поквартальное планирование развлечений должно составляться с учетом сезона года и знаменательных событий и дат этого периода, с учетом воспитательно-образовательных задач и прохождения программного репертуара. К примеру, планирование развлечений на первый квартал учебного года (сентябрь, октябрь, ноябрь) в подготовительной к школе группе может включать в себя следующие виды развлечений:

  • тематический концерт «Осенние приметы» (звучит инструментальная, вокальная музыка о природе в исполнении взрослых, дети исполняют стихи, песни об осени);
  • показ диафильма с музыкальным сопровождением (организуют взрослые);
  • музыкальную викторину   (проводится музыкальным  руководителем вместе с воспитателями, используются произведения   знакомые детям);
  • «В гостях у детей бабушка Арина» (вечер шуток загадок; организуют взрослые);
  • показ кукольного спектакля (организаторы и исполнители — взрослые);
  • «Наш веселый концерт» (программа концерта составляется из детских музыкальных и литературных произведений по предварительной заявке детей; организаторы — воспитатели; ведущими концерта могут быть 2—3 ребят);
  • показ мультфильма  (организуют взрослые);
  • веселые соревнования, игры, аттракционы (проводят с детьми взрослые, помощниками могут быть дети);
  • музыкальную игру-драматизацию (исполнители — дети);
  • вечер юмора (организуют взрослые).

Каждый вид развлечений имеет свое содержание, свой репертуар и соответствующие воспитательные задачи.
Например, намечая для развлечений музыкальную игру-драматизацию «Кто виноват?» (музыка Ю. Чичкова, слова В. Викторова), согласно содержанию ставится задача — воспитывать у детей бережное отношение к своим игрушкам. Произведение это не программное, и потому следует учесть возможности детей, заблаговременно провести с ними индивидуальную подготовительную работу.

Развлечения в детском саду являются важной формой организации детей вне занятий, помогают создать радостную атмосферу, способствуют формированию у детей положительных эмоций, расширяют сферу их чувств, приобщают к коллективным переживаниям, развивают инициативу, творческую выдумку. Организация развлечений в детском саду является важной педагогической задачей.

Источники
  • https://zvetnoe.ru/club/poleznye-stati/chem-zanyat-detey-neobychnye-sposoby-dosuga/
  • https://www.pravmir.ru/60-igr-na-svezhem-vozduhe/
  • https://www.maam.ru/obrazovanie/scenarii-prazdnikov
  • https://kladraz.ru/scenari/dlja-detskogo-sada/scenari-letnih-prazdnikov-v-detskom-sadu
  • https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/01/13/razvlecheniya-v-detskom-sadu

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Развитие детей дошкольного возраста