Развитие речи детей дошкольного возраста

Развитие речи у детей Развитие

Развитие речи у детей

Всем известно, что в жизни человека не отводится специального периода для изучения языка. Процесс обучения начинается с момента появления малыша на свет, так как новорождённый уже с первых минут своей жизни слышит разговор окружающих людей.

Развитие речи у детей – естественный процесс, который зависит от генетического, сенсорного и социального развития. Из большого многообразия звуков малыш выделяет, а потом усваивает конкретно речь человека. Речь производит на малыша глубокое впечатление, вызывает восторг и энтузиазм.

Внутриутробное развитие малыша

Психологами было отмечено, что ещё в период внутриутробного развития малыш слышит и запоминает человеческую речь. И если мама во время беременности читала вслух одно и тоже стихотворение. После рождения, когда малыш услышит его вновь, он начинает по особенному реагировать.

Также на внутриутробное развитие малыша влияет генетика родителей. Например, у русских родителей дети будут отчётливо произносить гласные и мягкие согласные, а позднее шипящие звуки, которых во многих языках мира нет. Механизм речи начинает работать раньше, чем слово обретает свой смысл. Малыш воспринимает голос матери, не запоминая его, но при этом впитывая его звуки, а потом безошибочно воспроизводит.

Ребенок

Развитие речи по мнению Марии Монтесори

Развитие речи у детей, по мнению Марии Монтессори, требует абсолютно иных форм умственных способностей, иного типа разума. М. Монтессори ввела такое понятие как “абсорбирующий разум”, под которым подразумевала удивительные умственные способности малыша.

Каждый малыш наделён абсорбирующей восприимчивостью человеческой речи, а его адаптация к окружающему миру происходит благодаря наблюдению и абсорбции этого мира. В основе построения своих методик она брала именно физиологические основания. Это объясняет почему Монтессори делала большой акцент на сенсомоторику и совершенство органов восприятия в развитии языка у ребёнка.

Строение человеческого уха

В одной своей работе Мария Монтессори дала описание строения человеческого уха, внутреннюю часть которого она сравнивала с арфой, состоящей из 64 струн разной длины. Перед арфой находится барабанная перепонка, и когда звук соприкасается с ней, струны начинают колебательные движения. Благодаря этим действиям человек начинает воспринимать мелодику речи.

Но оказывается, что ухо не может откликаться на все звуки окружающего мира одинаково, так как арфа не имеет для этого достаточного количества струн. Но он откликается на все многообразные мелодии языка и его многочисленные оттенки. Сам орган слушания речи формируется ещё до рождения ребёнка.

Развитие речи

Развитие слуха у новорожденных детей

Психологи утверждают, что у новорождённых чувство слуха развивается медленнее всего. Это чувство настолько инертно, что многие мамы думают, что ребёнок рождается глухим. Ведь каждая мама замечала, что шум машин за окном не мешает спать её малышу.

Мария Монтессори объясняла так, что это зависит не от слабой восприимчивости малыша, а от сильной сосредоточенности, концентрации его сознания в мозговых центрах на восприятии именно слов человеческой речи. Если бы у малыша отсутствовали такие изолированные центры, то он воспринимал все шорохи и звуки, но не научился бы воспроизводить их.

Наглядный пример, дети, попавшие к волкам и выжившие. Узнав всё многообразие звуков в природе, они остались немыми, так как у них отсутствовал опыт в восприятии звуков человеческой речи, и их речевые центры сошли на нет. Когда мама наклоняется над кроваткой малыша и произносит ласковые слова, малыш мог бы ей сказать, что сначала до него не доходил ни один звук, но нежный голос коснулся до самой глубины души. Никакой другой звук, не добрался бы туда. Мама – неосознанный учитель словесности, который развивает речь малыша спонтанно. Знает ли она свою ответственность, когда разговаривает с ребёнком?

Мама с ребенком

Выдающийся педагог Мария Монтессори

Итальянский психолог и выдающийся педагог – Мария Монтессори, которая жила более полувека назад, пришла к выводу, что ребёнок всего навсего ребёнок. Это прежде всего личность, которая имеет свой уникальный внутренний мир.

Монтессори говорила, что когда малыш вырастает, он становится похожим на людей, которые его окружают, так как от природы он наделён спонтанным интересом для познания окружающего мира. Мария Монтессори это первая женщина – доктор итальянкой медицины. Свою карьеру она начала с должности ассистента профессора в одной из университетских психиатрических клиник.

Переломный момент в судьбе

Однажды, когда она в очередной раз посетила палату слабоумных детей, Мария Монтессори осознала то, на что раньше никто не обращал внимание. На её вопрос, почему дети сидят без движения в смирительных рубашках, ей разъяснили, что без них, дети бы целый день напролёт ползали по полу в поиске крошек хлеба. Для неё всё было очевидно – дети просто не имеют занятия. Отсюда вытекает проблема больных детей больше связанная с педагогикой, чем с медициной. Этот случай стал переломным моментом в судьбе Марии Монтессори.

Она стала заниматься методами в обучении маленьких детей. Уже в 20 лет выдающийся педагог Мария Монтессори занимала должность директора Ортофренической школы, в которой обучались дети, имеющие задержку в развитии. После этих экзаменов у Монтессори было второе потрясение, и возник следующий вопрос: какой же уровень образования в обыкновенных школах, если отстающие в развитии дети перегоняют в своих знаниях нормальных детей…?

Обучение здоровых детей

Позже Мария Монтессори почувствовала необходимость в опробовании своего метода обучения со здоровыми детьми. В Сан – Лоренцо она получила такую возможность. В большой комнате, классе Монтессори, всё было продумано до мелочей: стены, окрашенные в светлые тона; детская мебель из берёзы; цветы; коврики, дающие возможность заниматься на полу. Были принадлежности, чтобы совершить ритуал умывания; специально отведённое место для стирки; место для желающих погладить; можно было также помыть настоящие фарфоровые чашки. Специально изготовленные низкие полки и шкафчики хранили в себе многочисленные интересные коробочки и баночки. Их можно было открывать и брать содержимое. Таким образом дети, не заметно для себя, обучались чтению и счёту.

В этой же комнате находилась наставница, которая располагалось в кресле с тетрадкой. Её задача была – наблюдать за детьми и отражать свои наблюдения на бумаге. Также в её обязанности входило оказывать помощь обратившемуся к ней ребёнку. Через год такой работы с малышами Марией Монтессори был сделан следующий вывод: залог благополучного роста и развития ребёнка – это хорошо обустроенная среда, и абсолютно свободное и самостоятельное действие в ней.

Годовалые наблюдения показали, что дети, занятые важной для них деятельностью, обладают такой степенью концентрации внимания, что в процессе своей занятости ничего не слышат и не видят. То есть, главная игра детей – их работа. Если у детей есть дело, и к тому же, он их увлекает, дети будут послушными. Задача наставницы заключается в том, что ей надо продемонстрировать, как использовать определённую вещь в классе и как выполнить конкретное действие. Но это все второстепенные её задачи.

Свободное развитие детей

Самое главное – это её наблюдение за свободным развитием детей. Конечно же, от профессиональной подготовки детской развивающей среды напрямую зависят успехи маленьких учеников. Таким образом, Мария Монтессори ввела понятие феномена фонового знания. Основываясь на фоновом знании, дети Монтессори осваивали письмо и чтение будучи в детском саду. Ею был выявлен главный психологический возраст для освоения этих знаний – это возраст от 4, 5 до 6 лет. После интерес у ребёнка ослабевает. Эти можно объяснить тот факт, что большое количество семилетних первоклассников негативно относятся к урокам письма и чтения.

Слава о методах Монтессори разнеслась стремительно быстро по всему миру. К ней стали приезжать люди со всех уголков планеты. В 1914 году в Сан – Франциско состоялась Всемирная выставка, на которую она была приглашена Александром Беллом (человеком, который изобрёл телефон). Там открыли настоящий класс Марии Монтессори, который имел стеклянные стены. Вокруг класса были сооружены скамейки, и все желающие могли воочию наблюдать за процессом. В итоге, Мария Монтессори стала одним из самых выдающихся педагогов планеты. А детские учреждения, с гордостью носящие имя Мария Монтессори, открывались по всему миру.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Развитие детей дошкольного возраста
Добавить комментарий